Терроризмге қарсы комитет

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ҚОҒАМДЫҚ БІРЛЕСТІГІНІҢ РЕСМИ САЙТЫ

Контртеррористический комитет

Официальный сайт республиканского общественного объединения

110

Телефон Антитеррористической службы

Опасность деструктивных религиозных течений

Алматы. 12 февраля. Каким образом тысячи образованных, умных и внешне благополучных людей позволяют втянуть себя в деструктивные религиозные течения? И как объяснить тотальный контроль над жизнью людей в такого рода организациях? Секрет успеха прост и основан на трех потребностях человека: потребность в общности, структуре и значимости. Это так называемые «три кита» всех деструктивных религиозных организаций.

В современном обществе очень распространен вирус одиночества, а потребность в общности — это основа преданности в коммуникациях между индивидуумами и организациями, нежели обычное желание эмоциональных отношений с другими людьми. Когда человек ощущает дефицит дружеских отношений с другим человеком, он ощущает влечение к определенным социальным институтам, по его мнению, достойным уважения, любви и преданности. Все мы хотим принадлежать чему-то большему и лучшему, нежели мы сами. А религиозные культы, в первую очередь, предлагают одиноким людям безусловное принятие, подвергая «артобстрелу любовью». Неожиданные сердечность и внимание так высоко ценятся, что члены культов часто предпочитают отказаться от контактов со своими семьями и бывшими друзьями, жертвуют заработанные на протяжении всей жизни деньги.

Культ продает и нечто значительно большее, чем чувство общности. Он также предлагает структурирование окружающей действительности. Современное общество стало очень разнообразным и люди вынуждены так много выбирать, что порой не способны эффективно принять свою собственное решение. Им удобнее, чтобы другие решали за них, а они будут следовать за ними. Люди готовы существенно ограничить свою свободу, лишь бы привнести какую-то определенность в свою жизнь. Культ же охватывает все стороны жизни: когда есть, когда спать, когда молиться, когда сеять, когда собирать урожай. Таким образом, культы налагают жесткие ограничения на поведение.

Последний жизненно важный продукт, который предлагают религиозные культы и тоталитарные секты — это «значимость», осмысленность существования. Каждый культ имеет свою собственную версию реальности — религиозную, политическую, культурную, претендуя на обладание окончательной истиной. В связи с этим всем деструктивным культам присуща политика «двойных стандартов».

Для вербовки последователей используются разнообразные методы психологического влияния:

  • Технология «Шаг за шагом» – постепенная небольшая уступка, на которую соглашается вербуемый, влечет за собой все более и более существенные уступки.
  • Новичка постоянно уверяют, что идеология секты наилучшим образом решит любые его личные проблемы.
  • Сила групповой динамики. Здесь имеют значение и количество, и личное обаяние, и обходительность членов общины, вступающих в личный контакт с посвященным.
  • Отсутствие возможности протестовать или спорить: постоянное снабжение информацией, различные коллективные мероприятия, никогда не оставляя адепта наедине с собственными мыслями.
  • Позитивное подкрепление (редкий метод): улыбки, вкусная пища, внимание и забота, уделяемые гостю общины и т.п.

Опасность заключается в том, что описанные психологические манипуляции происходят незаметно и членами сект не распознаются. У новичков складывается впечатление о спонтанности своих эмоций, добровольности поведения. Все психологические изменения интерпретируются ими как признаки «духовного выздоровления». А сама психологическая вербовка сочетает в себе эффективные маркетинговые методы и хорошую рекламу.

Нуржан Акжан, специалист РОО «Контртеррористический комитет»

Источник: Ф. Зимбардо, М. Лайппе «Социальное влияние», СПб.: 2001. – 448 с.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: