Алматы. 12 февраля. Каким образом тысячи образованных, умных и внешне благополучных людей позволяют втянуть себя в деструктивные религиозные течения? И как объяснить тотальный контроль над жизнью людей в такого рода организациях? Секрет успеха прост и основан на трех потребностях человека: потребность в общности, структуре и значимости. Это так называемые «три кита» всех деструктивных религиозных организаций.
В современном обществе очень распространен вирус одиночества, а потребность в общности — это основа преданности в коммуникациях между индивидуумами и организациями, нежели обычное желание эмоциональных отношений с другими людьми. Когда человек ощущает дефицит дружеских отношений с другим человеком, он ощущает влечение к определенным социальным институтам, по его мнению, достойным уважения, любви и преданности. Все мы хотим принадлежать чему-то большему и лучшему, нежели мы сами. А религиозные культы, в первую очередь, предлагают одиноким людям безусловное принятие, подвергая «артобстрелу любовью». Неожиданные сердечность и внимание так высоко ценятся, что члены культов часто предпочитают отказаться от контактов со своими семьями и бывшими друзьями, жертвуют заработанные на протяжении всей жизни деньги.
Культ продает и нечто значительно большее, чем чувство общности. Он также предлагает структурирование окружающей действительности. Современное общество стало очень разнообразным и люди вынуждены так много выбирать, что порой не способны эффективно принять свою собственное решение. Им удобнее, чтобы другие решали за них, а они будут следовать за ними. Люди готовы существенно ограничить свою свободу, лишь бы привнести какую-то определенность в свою жизнь. Культ же охватывает все стороны жизни: когда есть, когда спать, когда молиться, когда сеять, когда собирать урожай. Таким образом, культы налагают жесткие ограничения на поведение.
Последний жизненно важный продукт, который предлагают религиозные культы и тоталитарные секты — это «значимость», осмысленность существования. Каждый культ имеет свою собственную версию реальности — религиозную, политическую, культурную, претендуя на обладание окончательной истиной. В связи с этим всем деструктивным культам присуща политика «двойных стандартов».
Для вербовки последователей используются разнообразные методы психологического влияния:
- Технология «Шаг за шагом» – постепенная небольшая уступка, на которую соглашается вербуемый, влечет за собой все более и более существенные уступки.
- Новичка постоянно уверяют, что идеология секты наилучшим образом решит любые его личные проблемы.
- Сила групповой динамики. Здесь имеют значение и количество, и личное обаяние, и обходительность членов общины, вступающих в личный контакт с посвященным.
- Отсутствие возможности протестовать или спорить: постоянное снабжение информацией, различные коллективные мероприятия, никогда не оставляя адепта наедине с собственными мыслями.
- Позитивное подкрепление (редкий метод): улыбки, вкусная пища, внимание и забота, уделяемые гостю общины и т.п.
Опасность заключается в том, что описанные психологические манипуляции происходят незаметно и членами сект не распознаются. У новичков складывается впечатление о спонтанности своих эмоций, добровольности поведения. Все психологические изменения интерпретируются ими как признаки «духовного выздоровления». А сама психологическая вербовка сочетает в себе эффективные маркетинговые методы и хорошую рекламу.
Нуржан Акжан, специалист РОО «Контртеррористический комитет»
Источник: Ф. Зимбардо, М. Лайппе «Социальное влияние», СПб.: 2001. – 448 с.