АСТАНА, 02 декабря. Казахстан в мировом сообществе, прежде всего, известен своими миротворческими инициативами и собственной уникальной моделью межконфессионального и межэтнического согласия. Наша страна всегда выступала связующим мостом между мировыми цивилизациями и культурами.
Закономерным решением стало инициирование в 2003 году руководством страны создания межрелигиозной площадки – Съезда лидеров мировых и традиционных религий, предназначенной для объединения усилий в вопросах формирования гармоничного диалога и взаимопонимания между крупнейшими конфессиями.
Выбор такого формата взаимодействия светского государства с духовными лидерами был продиктован возможностью использования потенциала мировых религий, в основе которых заложена совокупность систем высокой культуры, убеждений и мировоззрений, кодекса поведения и чистоты внутренней души, которые связывают человечество с духовностью, этикой и нравственными ценностями.
Участвовавшие в работе 7-ми Съездов религиозные иерархи, главы государств и руководители международных организаций делились уникальным и бесценным опытом налаживания взаимопонимания между людьми, нациями, культурами и религиями.
Таким образом, в течении двух десятилей в рамках Астанинского духовного саммита укреплялись и углублялись связи между представителями различных конфессий, которые в последующем способствовали налаживанию сотрудничества как между религиозными сообществами, так и государствами, т.к. однозначно несли послание в мир о необходимости налаживания межконфессионального диалога и сотрудничества во имя общего мира, безопасности и гармонии.
Собственные инициативы Казахстана, прежде всего, опирались на глубокую историю государственности, национально-культурные корни, обычаи и традиции нашего народа. К ним относятся стремление к мирной жизни, свободе, толерантности, уважение прав человека независимо от религии, расы и национальности.
Безусловно, сегодняшние успехи нашего государства в сфере межконфессионального согласия достигнуты благодаря мудрости казахстанского народа и светским устоям Казахстана, основа которых заложена гармоничным сосуществованием в стране представителей 18 конфессий и более 120 национальностей.
Сформированное на общечеловеческих ценностях современное светское устройство государства – важное историческое достижение нашего народа, базирующееся на уважении к великому духовному наследию всех религий, осуществляющих свою деятельность в Казахстане. Благодаря принимаемым государством, обществом и религиозными объединениями мерам, многие годы в стране обеспечивается мир и согласие. Поэтому, в настоящее время перед каждым гражданином стоит задача по сохранению той хрупкой по нынешним временам стабильности, которую казахстанский народ достиг и обеспечивает сообща.
В сегодняшней непростой геополитической ситуации необходимо критически оценивать происходящие процессы в мире и казахстанском обществе, не попадать под влияние различного рода деструктивных настроений, поддерживать наработанный за многие годы опыт конструктивных взаимоотношений между людьми.
Казахстан – не единственная страна в мире, придерживающаяся светских устоев государства. Подавляющее большинство развитых стран руководствуется основополагающими светскими принципами, однако в мире не выработана «универсальная модель» светскости и, прежде всего, это связано с вопросами свободы вероисповедания, политическими, правовыми, нравственными и культурными процессами, происходящими в конкретном обществе. Но в их основе лежат такие ценности, как равенство граждан перед законом, свобода совести и религиозных убеждений, а также право исповедовать или не исповедовать религию.
Несмотря на значительный опыт государственно-конфессиональных отношений, на сегодня достаточно непросто дать точное определение понятию светскости в нашей стране из-за ее многоаспектности. Казахстанское общество представлено гражданами различных взглядов и пониманий по отношению к религиям. Как верующие, так и неверующие делятся на несколько категорий людей, иногда придерживающихся крайне противоположных мнений.
Более того, сама история формирования казахстанской государственности распорядилась таким образом, когда на одной земле нашли свою родину и стали проживать многочисленные этносы и нации, также относящиеся к различным религиозным верованиям.
Конечно же, все это является нашим общим достоянием, но мы должны учитывать всю эту многообразную палитру граждан в обществе в вопросах регулирования внутренней и внешней политики, соблюдать баланс и обеспечивать уважительное отношение друг к другу, не допуская перекосов в чью-либо сторону.
В данной достаточно непростой ситуации – светскость, как конституционно-правовая характеристика государства, выступает наиболее взаимовыгодной и взаимоприемлемой для всего общества формой управления страной.
Подавляющее большинство верующих граждан понимает и уважает светские принципы государства, т.к. это единственный путь для сохранения мира и стабильности в поликонфессиональном обществе.
К примеру, в ходе проводимых государством исследований представители различных религий и этносов говорят о наличии возможности в казахстанском обществе исповедовать разные религии, что является одним из главных условий сохранения мира. В качестве обратного примера они приводят страны с вооруженными конфликтами, где нарушен баланс в пользу одной из религий, при наличии представителей многих других религиозных групп. В Казахстане возможность сохранения мира и согласия, в том числе обеспечивается в правовом ключе за счет светских устоев. Светскость, являясь курсом на государственную равноудаленность от всех религий, гарантирует многим группам право свободно исповедовать свои религиозные убеждения.
При этом, светскость государственного устройства – это не упрощенная, а напротив более сложная форма административной и территориальной организации государства, поскольку необходимо обеспечивать равные права и учитывать интересы всех слоев общества для поступательного развития и сохранения стабильности в стране.
Не отрицаем, что в светском обществе предусматриваются отдельные ограничения для деятельности религиозных объединений и верующих граждан, которые, как правило, направлены на защиту интересов нерелигиозной части населения. Также, в целях обеспечения национальной, в том числе общественной безопасности государство вправе давать рекомендации религиозным объединениям и вводить предусмотренные законом ограничения. Однако данные меры ни в коем случае не направлены и не посягают на права и свободы верующих.
Государство гарантирует, что каждый гражданин, независимо от отношения к религии, является полноправным членом общества. Только в случае осуществления религиозной деятельности физическое или юридическое лицо должны руководствоваться законодательством в сфере религии.
В свою очередь, для религиозных объединений на законодательном уровне предусмотрены определенные привилегии (налоговые, освобождение от службы в ВС), которые, как правило, не распространяются для остальной части общества.
Также государство, не осуществляя прямое финансирование религиозных объединений, может оказывать помощь в виде реконструкции, ремонта культовых зданий и сооружений, главным образом тех из них, которые представляют культурную и историческую ценность. По этим же причинам, некоторые крупные культовые сооружения страны находятся на балансе государства.
Это еще раз свидетельствует о том, что сегодня религиозные объединения являются ближайшими партнерами государства и важнейшим источником духовности и культуры нашего многонационального народа. Актуальные вопросы в сфере религии решаются сообща, на основе приемлемого консенсуса и интересов всех слоев общества. В этих целях, в стране действует множество диалоговых площадок, благодаря которым обеспечивается конструктивный диалог.
Поэтому, в интересах всего общества и государства важнейшей задачей в религиозной сфере было и будет обеспечение межконфессионального согласия и светских принципов развития страны. Непреложной основой останется незыблемость свободы вероисповедания граждан, обеспечение их права на свободу выбора или отказа исповедовать религию.
Государство в реализуемой в сфере религии политике продолжит выступать гарантом мирного сосуществования представителей различных этносов и религиозных групп, заботиться о сохранении культурных и духовных традиций казахстанского народа, как части национального достояния.
Заместитель Председателя Правления Международного центра межконфессионального и межрелигиозного диалога Бауржан Бакиров