Терроризмге қарсы комитет

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ҚОҒАМДЫҚ БІРЛЕСТІГІНІҢ РЕСМИ САЙТЫ

Контртеррористический комитет

Официальный сайт республиканского общественного объединения

110

Телефон Антитеррористической службы

Эксперт рассказала об угрозе распространения идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи

КОСТАНАЙ, 06 марта. Переходный возраст, стремление к самоидентификации и поиску своего места в жизни, как правило, делают молодых людей особенно уязвимыми к влиянию из вне. Как раз-таки в этот момент представители псевдорелигиозных организаций, используя манипулятивные техники и эмоциональные обращения, способны привлекать внимание и завоевывать доверие молодежи. В нашем эксклюзивном интервью с психологом, членом республиканской информационно-разъяснительной группы по вопросам религии – Шакимовой Лолой Сергеевной мы узнаем, как защитить подрастающее поколение от манипуляций и создать безопасное пространство для их развития.

— Лола Сергеевна, расскажите, пожалуйста, об угрозе распространения идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде.

— Угроза радикального самосознания среди молодежи действительно существует в нашем казахстанском обществе. Это явление не уникально для Казахстана, оно наблюдается во многих странах мира. Казахстан имеет социальные, экономические и политические связи с государствами ближнего и дальнего зарубежья, где также существуют проблемы с религиозным экстремизмом и терроризмом. Наша географическая близость к этим странам создает дополнительные риски для нашего общества.

— Как медиа и социальные сети способствуют вербовке молодежи в ряды радикальных групп?

— Вербовка молодежи осуществляется в основном через Интернет и социальные сети. Молодые люди проводят много времени в онлайн-пространстве, что делает их легкой мишенью для лидеров псевдорелигиозных течений. К сожалению, молодое поколение в своем большинстве имеет искаженные представления о религии и страдает религиозной безграмотностью. Это создает психологический дискомфорт и фрустрацию, что делает их более восприимчивыми к негативным триггерам и манипуляциям со стороны радикалов.

— Какие социальные и психологические факторы способствуют вовлечению молодежи в экстремистские и террористические группы?

— Молодежь считается уязвимой социальной группой из-за особенностей своего возраста. В этот период они испытывают эмоциональную возбудимость, нестабильность и стремление к самостоятельности. Юношеский максимализм и внутренние конфликты, когда желания не совпадают с реальными возможностями, также играют свою роль. Несмотря на то, что наша молодежь умная и целеустремленная, психологические особенности молодого возраста делают их уязвимыми к манипуляциям.

— Каковы психологические портреты молодежи, подверженной радикализации? Какие черты характера или состояния могут сделать их более уязвимыми?

— Среди молодежи выделяется маргинальная часть, которая наиболее подвержена радикализации. Это молодые люди с психологическими проблемами и трудностями в общении, у которых ослаблена волевая саморегуляция и толерантность к нестандартным ситуациям. В таком пограничном состоянии они становятся более внушаемыми и быстро реагируют на негативные раздражители. Молодые люди, испытывающие фрустрацию или имеющие зависимости — будь то религиозные, алкогольные или наркотические — также находятся в группе риска, так как это ослабляет их волевую саморегуляцию и снижает толерантность к проблемным ситуациям. Таким образом, для борьбы с этой угрозой необходимо уделять внимание образованию, повышению религиозной грамотности и созданию поддерживающей среды для молодежи.

— Какую роль играют семья и родственники в профилактике экстремизма? Как родители могут помочь своим детям не стать жертвами радикальных идеологий?

— Почему семья играет большое значение в формировании в рассвете личности молодого человека? Потому что это очень важный институт формирования и социализации личности. Именно здесь формируются такие понятия, как гражданская позиция, национальная идентичность, чувство патриотизма, любовь к родине, уважение к старшим, к родителям. Вступая в ряды псевдорелигиозных организаций человек в первую очередь, отворачивается от семьи, говоря, что мы твоя новая семья. В этой референтной группе, где они друг друга называют «ахи, ухти – брат и сестра» на самом деле делают все для того, чтобы сформировать у молодого человека синдром пещерности. То есть оставить его одного, тем самым лишить позитивно-положительного влияния со стороны семьи. А что самое страшное – это то, что представители псевдорелигиозных культов отказываются от своей национальной идентичности, национального самосознания, то есть они отрицают свою нацию, не соблюдают традиции и обычаи своего народа. Для таких «псевдолидеров» это является главным вектором деятельности – основой их радикальной идеологии.

— На Ваш взгляд, как можно уберечь молодежь от этих асоциальных явлений?

— В основном информационно-разъяснительная работа в виде лекций, тренингов, тренинговых занятий должна проводиться с молодежью через Интернет, социальные сети, личные контакты. В обязательном порядке нужно показывать через СМИ и соцсети о негативных факторах радикальной идеологии, как в нее зомбируют людей и последствиях этих процессов. Завербовать человека через интернет можно в течение трех месяцев, а чтобы вывести его из этого состояния иногда требуются годы. Специалистам приходится растрачивать на это много энергетических и психологических ресурсов, очень много времени уходит на то, чтобы ввести в нормальное психологическое состояние человека, который пребывал под влиянием псевдорелигиозной организации.

— Лола Сергеевна, благодарим Вас за полезную информацию и ценные советы для нашей молодежи.  

Лаура АЛБАКОВА, специалист по связям с общественностью КГУ «Центр исследований религиозных проблем» Костанайской области

Источник: KAZISLAM.KZ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: