Астана, 24 апреля. Казахстан выстраивает свою собственную уникальную модель регулирования отношений в религиозной сфере, основываясь на международном опыте и, прежде всего, на своих традициях и культуре, считает профессор, доктор философских и теологических наук, директор научно-исследовательского центра «Яссауи» Досай Кенжетай, передает Zakon.kz.
— Сейчас в Мажилисе находится на рассмотрении законопроект о религиозной деятельности. Какой смысл уже который раз вносить правки в законодательство о религии?
— На кону стоит спокойствие нашего народа. В свете современных вызовов международное сообщество поднимает вопросы насильственного экстремизма и соблюдения прав человека в условиях борьбы с терроризмом. На сегодня важно обеспечить спокойствие в нашем обществе, не нарушая права наших граждан. Именно с такой целью у нас в стране вносятся изменения в законодательство, регулирующее эту сферу. Перед нами стоит задача обеспечить универсальные права и свободы в религиозной сфере.
За весь период независимости общественные отношения в Казахстане подкреплялись взвешенной государственной политикой в области межконфессиональных отношений, которая сформировала устойчивый иммунитет общественного сознания к радикализму. Сегодня возникают новые вызовы, вопрос регулирования в сфере религии и религиозных отношений стал занимать важное место в государственной политике. Закономерно, что это связано как с возрастанием роли религии в обществе, так и с необходимостью сохранения межконфессионального мира в стране и обеспечения безопасности граждан и государства. В целом религиозная обстановка у нас стабильная и находится под контролем.
В нашей Конституции закреплены светский характер государства, гарантии прав граждан на свободу совести, отсутствие протекционизма в отношении какой бы то ни было религии, толерантное отношение ко всем конфессиям. Как мы знаем, глава государства придает особое значение этому вопросу. «Мы гарантируем и обеспечиваем полное равноправие всех религий и межконфессиональное согласие в Казахстане. Мы уважаем и развиваем лучшие традиции ислама, других мировых и традиционных религий, но строим современное светское государство», — почеркнул Нурсултан Назарбаев в одном из своих выступлений. Это говорит о том, что наше светское демократическое государство с многонациональным и многоконфессиональным составом не допускает привилегий какой-либо одной религии, но при этом не забывает об исторически сложившихся основных конфессиях и заинтересовано в сохранении межконфессионального баланса.
— Сколько сейчас у нас конфессий и религиозных объединений?
— Официально зарегистрированы и осуществляют свою деятельность 3 687 религиозных объединений, представляющих 18 конфессий. Они вносят весомый вклад в обеспечение единства и согласия в нашем обществе, но нам не стоит забывать о проблеме терроризма, которая, наверное, как никогда остро стоит в мировом сообществе. Перед государством стоит задача — оградить наше молодое поколение от пагубного влияния псевдорелигиозных течений. В этой связи работа Министерства по делам религий и гражданского общества направлена, в первую очередь, на обеспечение светских принципов и сохранение стабильности в религиозной сфере;
— Что для этого делается?
— В первую очередь ведется работа по реализации Послания Президента и Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму, организована широкая информационно-разъяснительная работа среди населения. Так, сегодня действует почти 250 информационно-разъяснительных групп, проведено свыше 60 тысяч разноформатных мероприятий, в СМИ опубликовано более 42 тысяч материалов, на республиканских телеканалах организован показ более 110 программ. Вся эта работа направлена на повышения правовой и религиозной грамотности населения, ведь многие люди, особенно молодежь, подпадает под влияние псевдорелигиозных течений и групп из-за незнания.
— Думается, на сегодня очень важен вопрос обучения имамов, ведь именно от их грамотности и образования во многом зависит религиозная ситуация в обществе.
— Согласен. Именно поведение и слова имамов во многом формируют мировоззрение молодежи, которая только вступила на путь веры и не только.
Так, при содействии МДРГО на базе университета «Нур-Мубарак» организована работа Института переподготовки имамов в сфере профилактики экстремизма. Программа обучения направлена на совершенствование практических навыков в сфере дерадикализации и разубеждения лиц, подвергшихся идеологическому воздействию деструктивных религиозных организаций, а также граждан, вынашивающих радикальные религиозные идеи.
К сожалению, сегодня в мире появилось очень много псевдорелигиозных течений, прикрывающихся священной религией ислам и призывающих к насилию. Тысячи людей погибают от рук террористов, которые часто сами не понимают, что делают. Их зомбируют и используют для дестабилизации ситуации, насильственного свержения власти. Люди, занимающиеся этим, на самом деле никакого отношения не имеют к миролюбивой религии ислам, которая совершенно не приемлет жестокость. Поэтому важно, чтобы наши граждане не попались на уловки таких псевдоимамов и проходили обучение в надежных вузах.
Также хотелось бы отметить, что при поддержке ДУМК разрабатывается проект «Казахстанская школа исламоведения», в рамках которого планируются исследования в отечественных и зарубежных библиотеках, музеях и составление характерного каталога рукописей казахстанских ученых средневековья и новой эры в мировых архивах, музеях и библиотеках.
— Что вы можете сказать о всемирной паутине как инструменте террористов?
— Для вербовки в свои ряды террористы выбирают людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не имеющих сильного внутреннего стержня и в этих целях они умело используют социальные сети, поэтому МДРиГО постоянно ведет работу по противодействию распространению идей экстремизма посредством интернет-ресурсов. К примеру, в 2017 году было проанализировано содержание более 10 тысяч интернет-ресурсов, из числа которых выявлены 3555 сайтов, содержащих материалы противоправного характера. Отрицательные экспертные заключения по ним направляются в Министерство информации и коммуникации для принятия соответствующих процессуальных решений. Проводится экспертиза книжной и печатной продукции, экспертизе подвергаются все библиотечные фонды в системе КУИС.
Кроме того, обеспечен контроль над деятельностью миссионеров, действующих в Казахстане, а также работа с радикалами во всех исправительных учреждениях страны. В обществе за короткое время сформировалось стойкое неприятие идеологии деструктивных радикальных течений, люди стали открыто говорить об их пагубном влиянии. Молодежь переориентируется к наукам и знаниям, отходит от средневековых религиозных догм, налажена координация работы госорганов в религиозной сфере. Усилена безопасность вокруг культовых учреждений, снижено количество нарушений порядка поведения в мечетях.
Как видим, проводится огромный пласт работы в данном направлении. Казахстан выстраивает свою собственную уникальную модель регулирования отношений в религиозной сфере, основываясь на международном опыте и, прежде всего, на своих традициях и культуре. Как отмечают эксперты, казахстанский опыт в сфере религиозного согласия во многом уникален и это так.