НУР-СУЛТАН, 15 июня. Наивысшая ценность – благополучие и спокойствие в стране. Религиозная обстановка на сегодня обнажила все имеющиеся в этом плане проблемы. Потому что для государства, нацеленного на поступательное и динамичное развитие, одним из приоритетов является религиозный вопрос. О проблемах в обществе, которые провоцируют последователи салафистского течения и о мерах, котороые необходимо предпринять для того, чтобы обезопасить общество, рассказал религиовед Турар ТУГЕЛУЛЫ, пишет KazIslam.
Основные моменты становления казахского народа как раз находятся в тесном взаимодействии с этими ценностями.
Наше государство было образовано не за один день. На протяжении многих веков мы боролись за право быть нацией. Все это время представители нетрадиционных религиозных течений пытались посеять вражду, внести смуту в мирную жизнь, уничтожить наши национальные ценности и религиозные познания.
Некоторые, придерживаясь мнения, что у казахов не было религии, хотели выставить наше государство в самом неприглядном свете. Хотя на самом деле даже традиции казахов взаимосвязаны с религией.
Обряды, присутствующие в жизни человека с рождения до смерти, несут в себе отпечатки мусульманства. Обряды – это цепочка присущих нашему государству религиозных практик и образ жизни. И сегодня находятся те, кто не признает обычаи казахов и сеет смуту в обществе.
Одни из них – сторонники салафитской идеологии. Они в нашей стране первыми стали открывать благотворительные фонды. Позже организовали учебные курсы, которые ввели молодых людей в заблуждение, негативно влияя на их неокрепшие умы. Такая же доля постигла тех, кто для получения религиозных знаний, выехал за рубеж. И именно они, вернувшись в страну, с рвением принялись распространять принципы этой псевдорелигии.
К слову, в этот период началось деление на мусульман и кафиров. Представители данного религиозного течения не придерживаются жизни по ахлю-сунне, но, тем не менее, считают себя «салафитами, живущими по сунне».
Они отрекаются от родителей, близких, которые не читают намаз. Принадлежность к мазхабу относят к заблуждениям.
Пророк Мухаммед (с.а.с.) говорил: «Тот из вас, кто будет жить после меня, увидит много разногласий. Посему придерживайтесь моей Сунны и сунны праведных халифов. Руководствуйтесь ею и держитесь за нее задними зубами. А еще остерегайтесь новшеств, потому что любое новшество – это ересь, а любая ересь – это заблуждение», а также, что «его умма разделится на 73 течения». Представители только нынешнего салафизма разделяются на несколько течений.
Даже во время ЧП, объявленного в связи с распространением коронавирусной инфекции, имели место неординарные случаи. Стало известно о сообществе людей, не желавших подчиняться правилам внутреннего распорядка в стране. Хотя они и утверждали, что «подчиняются Главе государства и не пойдут против него», в их поведениях явно проглядывали факты нарушения общественного порядка.
В начале года заместитель председателя Комитета национальной безопасности РК Нургали Билисбеков сказал:
«В части запрета салафизма, псевдосалафизма – этот вопрос мы изучали. Продолжаются дискуссии в обществе. Но этот вопрос пока не рассматривался. Понимаете, это больше идеология, идея, мысль, нежели чем террористическая структура или организация. Например, «Хизб ут-Тахрир» или «Таблигии джамаат» – существующие организации, у которых есть центры, структуры и так далее. А салафизм – это взгляд, идея, отдельное течение».
Как же нам избавиться от экстремистского «яда»? И первое, что приходит на ум – наложить запрет. В Казахстане на сегодня запрещены более 20 экстремистских организаций. Каждый год поднимается вопрос запрета салафизма. Как-то даже предпринимались попытки запретить деструктивную идеологию путем внесения изменений и дополнений в закон о религии…
По мнению исламоведов и религиоведов, салафизм таит в себе большую опасность и его нужно непременно запретить. В нашей стране проводится большая и планомерная работа по реабилитации людей, которые когда-то пошли по ложному пути. Но результаты пока не особо радуют. Потому что пока в обществе не будет на должном уровне авторитет Духовного управления мусульман Казахстана, а государство не установит твердые позиции в вопросах религии, все вышеперечисленные работы будут безрезультатными, конец – плачевным.
В Казахстане необходимо принять законопроект, запрещающий радикальную идеологию. С каждым годом число людей, совершающих тяжкие преступления, прикрываясь религией, растет. Только в одной Актюбинской области в 2019 году было зарегистрировано 57 таких фактов. В Туркестанской области зарегистрировано 34 преступления, главными фигурантами в которых являются представители салафитского течения. И такие случаи есть практически во всех регионах страны.
Кроме того, нередко приверженцы деструктивных религиозных течений становятся причиной межрелигиозных распрей.
Для предотвращения террористических актов в стране необходимо пресекать нетрадиционные религиозные течения. И одним из шагов в этом направлении стало бы принятие соответствующих законопроектов. Так как очевидно, что идеология, несущая в себе угрозу государственной безопасности, может нанести большой вред и национальному единству. Конечная цель, которую преследуют люди, отрекшиеся от традиций и религии, ни к чему хорошему не приведут.
Они считают себя выше других мусульман. По их мнению, они являются истинными пропагандистами и приверженцами ислама.
Молодежь с неокрепшим и несформированным религиозным сознанием не способна разглядеть сущность приверженцев деструктивных течений. И как бы то ни было с помощью убеждений, веры они оказываются в сетях салафитской идеологии. Далее их «отравленные» умы вместо проповедей имама начинают слушать только их.
Их возвращению к нормальной жизни препятствует одна большая проблема – в сознаниях молодых людей прочно заложена мысль о «невозможности отказа от принятого решения».
В результате они разделили мусульманскую общину на две группы. Основная – салафизм, единственно верный путь. Вторая группа – еретики, которые идут по неверному пути.
Салафиты наделили себя функциями по борьбе с такими понятиями, как «чужой», «пришлый» в этнокультуре, истории и других сферах жизнедеятельности тюркских народов исламского мира.
Салафитское течение пропагандирует отказ от всего нового в исламе, возвращение к прежним догмам, а также строгое и точное их выполнение.
Они рьяно выступают против процесса развития во всех его проявлениях. Даже джихад рассматривают только с точки зрения вооруженной борьбы.
Они преподносят его обществу как единственно верный и приемлемый образ жизни для всех без исключения мусульман.
Таковы принципы салафитского течения. «Сумасбродство» – так в свое время сказал об этом Шакарим.
А что из себя представляет ханафитский мазхаб, традиционная форма ислама, широко распространенная в Казахстане и странах Центральной Азии? Ханафитский мазхаб – это восприятие окружающего мира сквозь призму интеллектуального развития. Это путь ученых, внесших огромный вклад в культурное и научное достояние мира. Традиционный ханафитский мазхаб – путь великих к научному совершенствованию и духовному обогащению.
В сети деструктивных религиозных течений чаще всего попадают молодые люди. Общество по сей день не понимает опасность таких течений. Несмотря на усиление проводимых работ по освобождению молодежи от влияния деструктивной идеологии, многие относятся к этому с недопустимым равнодушием. В борьбе против нетрадиционных религиозных течений должна объединиться вся страна. Только так мы сможем сохранить наше единство.