АСТАНА, 17 апреля. С каждым днем религиозные организации усиливают свою активность, они четко и целенаправленно идут к своей главной цели – любой ценой вовлечь в свои ряды как можно больше людей. В своих происках мнимые «проповедники» не брезгуют ни совестью, ни чувствами, ни жалостью. Как отмечают специалисты по работе с пострадавшими от идеологий деструктивных течений, к тому, что люди выбирают себе «кумира» и фанатично следуют за ним, чаще всего приводят человеческие слабости, религиозная безграмотность и отсутствие критического мышления.
Психолог Центра изучения религий города Астаны Жанагул Садыкова рассказала в интервью как предостеречь себя и своих близких от нежелательного влияния представителей нетрадиционных религиозных течений. Также она поделилась информацией о том, какие тактики используют для вербовки новичков и удержания в своем окружении ярые приверженцы деструктивного культа.
— Жанагул Абдуалиевна, расскажите, пожалуйста, кто находится в зоне риска?
— Безусловно, в первую очередь, в религиозные общины и секты попадают подростки, которые очень много времени проводят в социальных сетях: здесь они общаются, смотрят фильмы, черпают новую информацию. Но как мы знаем, контент в интернет-пространстве не всегда качественный и полезный, а люди по ту сторону экрана не всегда порядочные и доброжелательные. Сейчас у подростков очень низкая социализация – они живому общению со сверстниками в основном предпочитают дружить в «сети». Вот тут-то их и поджидают сомнительные личности.
Но вербовке могут быть подвержены не только подростки и молодежь. Взрослое поколение тоже может оказаться в этой среде. Например, пенсионеры, пребывающие в длительном одиночестве или же безработные, которые оказались в трудной финансовой или жизненной ситуации. Особую группу риска составляют личности, занятые интенсивными духовными поисками. В целом же можно сказать, что при некотором стечении обстоятельств, жертвой манипулирования со стороны деструктивных культов может оказаться, хотя бы ненадолго, любой человек.
— Какие слабые стороны человека используются для манипулирования?
— В своей практике, я заметила такую закономерность: «Чем больше у людей страхов, тем уязвимее они становятся». Здесь можно сказать о таких понятиях, как «страх остаться в одиночестве», «страх быть нереализованным в профессиональном и личностном плане», «страх безденежья» и об этом можно говорить бесконечно. Все эти приграничные состояния порождают усиление влияния извне. По этому поводу очень хорошо сказала в одном из своих интервью Юлия Денисенко, известный эксперт по вопросам реабилитации: «При вербовке при формировании такой религиозно-культовой зависимости используются слабости человека и отсутствие иммунитета к таким злоупотреблениям, тем самым, человек сам становится заложником своих же слабостей».
К примеру, если говорить о казахстанцах, которые вернулись из Сирии и проходили или еще проходят реабилитацию и адаптацию в нашем центре в ходе бесед, все как один говорили о том, что вербовщики на начальном этапе были очень внимательны к ним, старались решить все проблемы. Одной семье такие покровители погасили все кредиты, предоставили жилье и открыли бизнес, а также поддерживали морально.
— Как обычному человеку можно распознать тактики вербовки и понять, что пытаются навязать чужие установки?
— Различные культы используют разные методики вербовки. И несмотря на то, что конкретная тактика варьируется, определенные общие черты все-таки можно выделить. К примеру, вербовщика можно определить по следующим признакам:
«Это самый дружественный человек, какого вы когда-либо встречали. Это человек, СЛИШКОМ заинтересованный в том, что и вам, как он выяснил, нравится делать. Тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и хладнокровно оценивает, что с вас можно взять: энтузиазм, энергию, физическую или интеллектуальную силу, деньги, квартиру и тому подобное. Тот, у кого есть все ответы на все вопросы».
В общении с молодежью руководители и проповедники религиозных организаций используют приемы психологического давления на личность (изоляция от семьи, социального окружения; лишение сна, нехватка питания, формирование комплекса вины). Деструктивные культы можно отличить по их тоталитарной структуре, бессовестной манипуляции и по вытекающему из них вреду, наносимому последователям. Они в свою пропагандистскую деятельность различные методы психологического воздействия, а именно: внушение через наставления; задаривание подарками; принуждение и наказание (запугивание, физические истязания, изоляция от сверстников); ежедневное чтение религиозной литературы; постоянное общение только с единоверцами.
— Жанагул Абдуалиевна, вы как специалист какие можете дать рекомендации, чтобы оградить казахстанцев от подобных ситуаций?
— Первостепенно необходимо больше работать над укреплением наших национальных ценностей и неустанно культивировать понятия «светское государство», «семья», «обычаи и традиции». Кроме того, необходимо периодически повышать религиозную грамотность населения и продолжать осуществлять профилактическую деятельность в данном направлении. А самое главное, надо больше времени уделять своим близким и родным. Что касается детей, я всегда советую не оставлять им свободного времени для бесконтрольного пребывания в социальных сетях. Желательно, чтобы у них было увлечение: спорт, творчество и так далее. Также надо с ними больше разговаривать на любые темы, будь это религия, экономика, культура. У тех родителей, которые уделяют должное внимание своим детям, разговаривают с ними на темы религии, отвечают на интересующие их вопросы, ребенок никогда не попадет под влияние деструктивных религиозных течений.
— Жанагул Абдуалиевна, спасибо вам за содержательное интервью! Надеемся, что информация, которой вы сегодня поделились, будет полезной для нашей аудитории.