Багдад. 15 марта. Уровень боеготовности «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ, запрещена в Казахстане и других странах) снизился в результате постепенного сокращения доходов группировки, сообщили эксперты в интервью Diyaruna.
По их словам, финансовые трудности группировки отразились на заработной плате боевиков и выплатах семьям погибших. Это вызвало негодование и гнев в рядах группировки и снизило уровень боеготовности.
Обычно плата боевиков составляла от 400 до 1200 долларов в месяц, но теперь «она не может даже обеспечить постоянный приток средств», сказал член областного совета Найнавы Халаф аль-Хадиди.
«Борьба за Мосул почти подошла к концу, – сказал он в интервью Diyaruna. – Группировка заявила о своем поражении из центра своего «халифата», и это означает, что нам удалось уничтожить последний оплот, в значительной мере обеспечивавший ее финансирование».
С момента захвата Мосула в июне 2014 года для финансирования своих операций группировка опиралась, в основном, на контрабанду нефти с месторождений Аль-Кайяра, которая приносила ей ежемесячно миллионы долларов, говорит аль-Хадиди.
По его словам, торговля похищенными артефактами из провинции Найнава также являлась одним из основных источников дохода, наряду с пошлинами, наложенными ИГИЛ на транспортировку и торговлю другими товарами между областями Ирака и Сирии, находящимися в зоне влияния группировки.
В момент наибольшей активности этот источник также приносил значительный доход, говорит он.
Уменьшение зарплат, снижение боевого духа
Уменьшение зарплат вызвало негодование и возмущение среди боевиков ИГИЛ, сообщил аль-Хадиди, добавив при этом, что экономические трудности привели к снижению их боевого духа.
Некоторые боевики начали грабить частные дома в западной части Мосула, «забирая все, что попадалось им под руку, включая еду и личные вещи, под предлогом того, что группировка находится в состоянии войны и нуждается в поддержке», говорит он.
В своем стремлении мотивировать бойцов, проповедники группировки попытались оправдать снижение зарплаты идеей о том, что «в основе борьбы лежат не деньги», и что следует готовиться «к еще более тяжелым временам».
Группировка ИГИЛ обычно щедро оплачивала услуги боевиков, что привлекало в ее ряды множество малоимущих иракцев, сообщил член иракского парламента Аммар Тума в интервью Diyaruna.
Но с тех пор как источники финансирования группировки иссякли, она уже не может полностью контролировать своих боевиков, и это ставит под угрозу сам факт ее существования, говорит он.
Согласно отчету лондонского Международного центра по изучению вопросов радикализации (ICSR) от 17 февраля, доходы ИГИЛ от сбора налогов, грабежа и продажи нефти на черном рынке сократились в два раза по сравнению с 2014 г.
Согласно приведенным данным, за последние месяцы группировка утратила контроль за большой частью территории Ирака, а ее доходы сократились до 870 млн долл. США в начале 2016 г. по сравнению с 1,9 млрд в предыдущий период.
В исследовании использованы документы ИГИЛ и данные, предоставленные правительством, а также отчеты, подготовленные журналистами и исследовательскими центрами, и интервью с представителями власти и экспертами.
Лидеры покидают группировку вместе с деньгами
Международная военная кампания, направленная на борьбу с контрабандой нефти и артефактов со стороны группировки, сыграла значительную роль в ослаблении ее позиций и снижении боевого духа, считает Тума.
«С началом военной операции в Мосуле начали появляться сообщения о представителях высшего командования, покидающих группировку с большими суммами денег», – рассказывает он.
«Это, в свою очередь, оказало существенное психологическое давление на оставшихся членов ИГИЛ, оказавшихся в одиночестве на поле боя, без руководства со стороны лидеров, которые должны направлять их и заботиться об их семьях», – говорит он.
Ряд поражений продемонстрировал истинное лицо ИГИЛ, «группировки, существующей за счет убийств и грабежей», говорит Иссам аль-Файли, преподаватель политологии из Университета аль-Мустансирия.
«Эта группировка всегда бессовестно собирала средства любыми способами, и сегодня она грабит сама себя, – сказал он в интервью Diyaruna. – Лидеры группировки бегут с тонущего корабля и забирают с собой деньги, бросая своих последователей на произвол судьбы».
Источник: «Каравансарай»