Терроризмге қарсы комитет

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ҚОҒАМДЫҚ БІРЛЕСТІГІНІҢ РЕСМИ САЙТЫ

Контртеррористический комитет

Официальный сайт республиканского общественного объединения

110

Телефон Антитеррористической службы

Фильтр против экстремизма

Как известно, одним их самых популярных источников распространения радикальных идей стал интернет, и ни одно государство не может справиться с этим явлением. Технологически экстремизм победить пока невозможно.

Поэтому каждый гражданин Казахстана должен иметь собственный фильтр в голове, а не на сервере, только религиозная грамотность спасет от идейных течений, уносящих миллионы жизней.

Об этом часто на семинарах, совещаниях, круглых столах, посвященных религиозным вопросам, говорит заместитель председателя ОО «Нұрлы білім», внештатный советник акима области Рустем Сыздыков.

Как-то Рустем Маликович на одном из просветительских семинаров задал вопрос аудитории: «Согласны ли вы с тем, что джихад – это война против неверных?» Половина зала подняла руки в знак согласия с такой формулировкой.

400x

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

— Я, наверное, как советник акима области должен писать аналитические записки об уровне радикализации среди госслужащих, трудовых коллективов и педагогов. Если трактуете так это понятие, которое мы каждый день слышим по радио и телевидению и читаем в лентах новостей, то в таком случае половина здесь сидящих — ваххабиты и салафиты!

В арабском языке слово «джихад» означает усилие, стремление, старание, борьбу ради достижения цели. Смысл джихада намного шире, чем то понятие, которое возникает в результате неправильной информации о джихаде, из-за чего у людей сложилось понятие, что джихад – это война с помощью оружия. В Коране слово «джихад» упоминается в 35 местах. И лишь четыре из них используется в смысле «война».

Джихад – это прежде всего исправление самого себя, очищение внутреннего мира и души, избавление от таких пороков, как зависть, нетерпение, лень, высокомерие.

Из-за воинственно настроенных представителей радикальных течений это слово используется в узкой формулировке даже у тех, кто к исламу не имеет никакого отношения.

Также, по мнению эксперта, термины «салафизм» и «ваххабизм» ошибочно употреблять вместе.

Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо понять, что означают эти понятия и что за ними скрыто. Салафизм зародился как течение на стыке XIII-XIV веков, его основоположниками являются ученый из Харрана (территория современной Турции) ибн Таймия и его последователи. Главный принцип этой идеологии — «очищение» веры от разного рода нововведений. С самого начала эта идеология противоречила традиционному ортодоксальному исламу, тому исламу, который проповедовал и разъяснял пророк Мухаммед. В XVIII веке идеологию салафизма подхватил Мухаммад ибн Абдуль Ваххаб с Аравийского полуострова, лидер вооруженной группы, рвавшейся к власти, и использовал ее как инструмент сепаратизма против Османской империи. В начале XX века его последователи применили доктрину салафизма для построения современного государства — Королевства Саудовская Аравия (КСА).

Анализируя нынешнюю ситуацию, мы видим, что у современного салафита, кем бы он ни был по национальности, основой религиозного мировоззрения являются учения ибн Таймия и Абдуль Ваххаба. Если коротко, у них одна и та же религиозная информация, одна и та же идеологическая платформа, одна и та же теологическая установка, одни и те же доктрины.

По мнению эксперта, ваххабизм и салафизм представляют угрозу безопасности граждан Казахстана и духовному наследию казахского народа.

— Как мы все помним, 5 июня в Актобе произошло трагическое событие, а 10 июня было проведено заседание Совбеза по этому поводу. Глава государства говорил о том, что за актюбинскими событиями стоит радикальная группировка салафитского толка, — напомнил Рустем Маликович.
Сейчас в интернет-ресурсах и не только ведутся жаркие дискуссии: одна сторона считает, что салафизм нужно запретить судебным решением, другие — что делать этого не стоит, поскольку можно испортить отношения с некоторыми странами Персидского залива.

— А как мы запретили «Союз моджахедов Центральной Азии», «Таблиги Джамаат»? – рассуждает Рустем Сыздыков. — И уже не в одном государстве салафизм успешно запретили, в Дагестане это сделали еще в 1990 году. В Таджикистане это течение запретили, но это не помешало дипломатическому общению с Катаром, который вкладывает огромные средства в строительство самой большой мечети в Центральной Азии. Нужны официальные рычаги воздействия, чтобы запретить аудио- и видеопроповеди салафитов, их литературу, а затем муфтиятская интеллигенция сама уничтожит эту среду.

По мнению советника акима области, одних запретов недостаточно. Нужно целенаправленно доносить до населения основные базовые постулаты традиционного ислама ханафитского масхаба, активными приверженцами которого были Абай Кунанбаев, Шакарим Кудайбердиев, а также просветитель Ыбырай Алтынсарин. Без постулирования национальной элиты казахского народа невозможно установить внутренний иммунитет и внешние идеологические фильтры нашим гражданам.

Источник: Индустриальная Караганда

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: