Терроризмге қарсы комитет

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ҚОҒАМДЫҚ БІРЛЕСТІГІНІҢ РЕСМИ САЙТЫ

Контртеррористический комитет

Официальный сайт республиканского общественного объединения

110

Телефон Антитеррористической службы

Террористы-смертники: кто они?

Астана. 24 января. Эта статья является попыткой создать картину личности молодых людей, которые используются в качестве орудия убийства их лидерами и добровольно отказываются от своей жизни. Цель состоит в том, чтобы разобраться в психологических траекториях развития ребенка в контексте семейной среды, религиозного обучения и культуры, которые могут способствовать созданию террориста-смертника.

Феномен террористов-смертников стал обычным явлением во многих частях мира, особенно за последние 10 лет. Интервью в средствах массовой информации некоторых террористов-смертников, которые были арестованы, не проливают света на этот процесс, поскольку существует значительное сходство между причинами действий террористов-смертников. Их оправдание включает в себя различные причины, подпадающие под общие категории религии, национализма и мести. Эти факторы, конечно, играют роль; но с психодинамической точки зрения, первый вопрос будет «В чем уникальность личности этих людей по сравнению с остальным населением? Почему они верят в идеологию джихадистов до такой степени, что они готовы убить себя и других?».

Первым фактором в создании потенциального террориста-смертника является отказ от своей семьи. Это отречение приводит к занижению самооценки, гневу и ощущению несчастной жизни у личности. Жесткая дисциплина является вторым фактором, который приводит к бессознательному формированию жестокости по отношению к авторитетным деятелям или символам власти. Третьим фактором, который может способствовать созданию террориста-смертника, является неправильный опыт полового созревания. В результате тщательной промывки мозгов с тяжелыми дозами радикальных религиозных стереотипов и обескураживания передозировкой независимым мышлением, эти молодые люди плохо подготовлены к прохождению этой стадии формирования идентичности. Четвертым фактором, который может способствовать созданию террориста-смертника, является неспособность людей принять смертность. Поэтому вербовщики развивают у потенциальных смертников твердое убеждение, что загробная жизнь не только существует, но и что ему обеспечено вечное блаженство на небесах.

Пакистанский психолог, Афтаб Кхан, в своей статье «Психологический портрет пакистанского мусульманского террориста-смертника, основанный на наблюдениях» выдвигает гипотезу, что из-за перечисленных факторов террористы-смертники имеют многие из следующих личностных качеств:

  • Молодой человек укрывает бессознательную ярость по отношению к авторитетным деятелям. Поскольку его ярость бессознательна, он может легко выместить ее на ком-то еще, чтобы обойти свою вину.
  • Он страдает от потери права на личную жизнь, что приводит его к неспособности исследовать различные аспекты своего «я» в разных сферах жизни, включая его личность, связанную с работой и ролью в семье и в общении с друзьями. Его изоляция приводит к неспособности исследовать и идентифицировать его желаемую роль в таких отношениях, а также стремлениям и отношениям, которые приводят к тому, что он переживает свою жизнь как бессмысленную.
  • Поскольку его независимость мышления не поощряется, а очень жестко ограничивается, он обладает способностью развить четкое различие между собой и врагом, с совершенно злым умыслом.
  • Он страдает от низкой самооценки из-за эмоционально лишенного детства.
  • Он не может примириться со смертью и твердо верит в жизнь после нее, потому что слишком тяжело принять жизнь со всеми ее реальностями и мысль о том, что после этого не может быть ничего.
  • ​ Он склонен развивать в своей голове идеализирующий переход от собственных родителей, которых не смог ценить, к тем самым «идеалам», которые предоставили ему чувство «идеала», иначе говоря дали в руки все виды оружия (Kohut, 1971).
  •  В результате он желает выступить с зеркальным переходом от тех «идеалов», стремясь сделать все, чтобы привлечь к себе внимание и быть признанным (Kohut, 1971).

С точки зрения психодинамики любая ситуация или события, происходящие в жизни, являются результатом взаимодействия личности с обстоятельствами. Вышеописанные особенности личности встречаются нередко. Однако подавляющее большинство, будучи сиротами, испытавшими насилие и другие виды жестокого обращения, не приходят к радикальному решению. Они выживают, находя другие способы для восполнения своих психологических пробелов, т.е. не поддаются идеологии жестокости, а наоборот, стремятся противостоять им.

Нуржан Акжан, РОО «Контртеррористический комитет»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: