АСТАНА, 04 марта. Наркотики представляют серьезную угрозу национальной безопасности Казахстана, поскольку оказывают разрушительное воздействие на духовно-нравственное и физическое здоровье общества и способствуют росту преступности среди молодежи. Поэтому на выработку антинаркотического иммунитета и противостояние наркопреступности необходимо мобилизовать все «здоровые силы» общества, считают разработчики проекта Концепции обеспечения общественной безопасности в партнерстве с обществом на 2024-2028 годы, в которой закреплены меры по переходу от бюрократической в «человекоцентричную» модель работы полиции, пишет QMonitor.
Как отмечается в документе, наркоситуация в Казахстане обусловлена влиянием трех ключевых факторов. Во-первых, трафиком афганского героина по «северному маршруту» через страны Центральной Азии, Казахстан, Россию и далее в Европу. Во-вторых, наличием собственной сырьевой базы каннабиса в южных регионах (Шуская долина и Кызылординская область), включающей природное произрастание конопли и организованное ее культивирование. И, в-третьих, широким распространением синтетических наркотиков, которые, отличаясь дешевизной в изготовлении и реализации, стремительно вытесняют «традиционные» наркотики…
С учетом всех трех факторов на данном этапе самым серьезным препятствием в борьбе с наркоманией, по мнению специалистов, является то, что наркобизнес ушел в хорошо законспирированное киберпространство, став еще более латентным. Сегодня любой человек может беспрепятственно найти на многочисленных интернет-ресурсах подробную информацию о видах и свойствах наркотиков, детальные инструкции по их изготовлению и употреблению, а также способам «безопасного» приобретения и сбыта. А потому установление и привлечение к ответственности виновных по таким преступлениям стало весьма затруднительным занятием.
«Несмотря на относительно стабильную статистику по общему количеству выявленных наркопреступлений (более двух тысяч ежегодно), наблюдается увеличение фактов пропаганды и распространения наркотиков в интернете. Если в 2020 году было зафиксировано 138 подобных нарушений, то в 2022 в четыре раза больше – 574. Столь массивная пропаганда, понятно, оказывает весьма пагубное воздействие, прежде всего, на несовершеннолетних с их еще не сформировавшимся мировоззрением и психикой, легко поддающейся влиянию. Ситуацию усугубляет и то, что наркодельцы стали активно прибегать к новым способам распространения наркотиков, в том числе бесконтактным — посредством электронных платежных систем. Они используют адреса, зарегистрированные на зарубежных интернет-площадках, а также механизмы анонимного входа в сеть, поэтому установление и привлечение к ответственности виновных за такие деяния становится с каждым днем все проблематичнее», — говорят авторы Концепции.
Отсюда их вывод, что государственное реагирование на данную угрозу значительно отстает от темпов ее нарастания. И даже блокирование наркосайтов посредством информационной системы «Кибернадзор» не оказывает существенного влияния на решение проблемы. Мало того, что технические возможности правоохранительных органов и их обеспеченность квалифицированными специалистами в ІT-сфере остаются недостаточными, так еще и не выработаны эффективные механизмы межотраслевого взаимодействия в оперативном реагировании. Плюс добавилась такая проблема как затягивание сроков проведения экспертиз, что связано с увеличением объема изъятых «синтетики» и прекурсоров (если в 2018 году было изъято 1,8 кг, то в 2022-м уже 228,6 кг), слабого материально-технического оснащения лабораторий, несовершенства методики исследования и малочисленности специалистов органов судебных экспертиз. Разумеется, это не позволяет своевременно избрать адекватную меру пресечения и негативно отражается на качестве расследования наркопреступлений, сетуют эксперты.
Впрочем, как показывает практика, успешность противодействия наркобизнесу не зависит от применения только силовых методов, поскольку наркомания – проблема социальная, требующая внимания всех сегментов общества, специалистов различного профиля и уровня. Однако и в плане антинаркотической профилактики (лечение, реабилитация и социальная адаптация наркозависимых) осуществляемые меры, на взгляд авторов Концепции, недостаточно эффективны. Во-первых, законодательно не закреплена компетенция конкретного государственного органа по первичной профилактике наркомании. Во-вторых, выявлена острая нехватка медучреждений по реабилитации потребителей «синтетики» — функционирует всего семь бесплатных государственных наркодиспансеров, оказывающих услуги такого профиля, и 66 частных клиник (в том числе 24 с реабилитационными услугами), лечение в которых для большинства наркозависимых не по карману. В-третьих, слабо развита система реабилитации и социальной адаптации наркозависимых.
По данным Министерства здравоохранения РК, число состоящих на учете потребителей синтетических наркотиков за пять лет увеличилось в 13 раз (с 40 до 528). Но это далеко не точная цифра, убеждены специалисты, поскольку не учитывают сведения частных клиник, бригад скорой медицинской помощи, центров ЗОЖ и СПИД. В свою очередь отсутствие достоверных учетов наркозависимых не позволяет получить объективную картину об объемах их употребления, и, соответственно, ввоза и производства наркотиков в стране. Поэтому требуется внедрение системы раннего выявления наркопотребления, полагают они, особенно среди подрастающего поколения, а для этого необходима качественная разъяснительная работа с гражданами. В силу отсутствия таковой доходит до того, что население негативно воспринимает, казалось бы, вполне безопасные инициативы о проведении соответствующего скрининга среди школьников, студентов, военнообязанных, кандидатов на получение водительских удостоверений и других категорий граждан.
С учетом вышеперечисленных проблем, разработчики Концепции предлагают, совершенствовать меры по противодействию ввозу и транзиту «героина»; пресечению подпольного производства и распространения синтетических наркотиков, а также их сбыта с использованием информационных ресурсов, в том числе сети интернет; повышение эффективности учёта, лечения и реабилитации наркозависимых лиц. По их мнению, на основе международного опыта нужно законодательно упростить процедуру внесения под контроль новых видов синтетических наркотиков с возможностью их идентификации на основе фармакологических свойств. Недопущению легализации доходов, полученных преступным путем, в том числе от наркобизнеса, будет также способствовать, считают они, соблюдение банками второго уровня и финансовыми организациями требований по проверке клиентов и проводимых ими операций на соответствие типологиям, схемам и способам, а также идентификация владельцев «электронных кошельков».
В целях же повышения эффективности профилактики, лечения и реабилитации наркозависимых местные исполнительные органы будут ориентированы на финансирование мероприятий по формированию наркотического иммунитета у граждан (в первую очередь, школьников, подростков из неблагополучных семей, студентов и т.д.), размещение в общественных местах социальной антинаркотической рекламы. Предстоит внедрение системы раннего выявления незаконного потребления наркотиков в образовательных организациях. Будет разработан и реализован комплекс мероприятий целенаправленной профилактической работы с молодежью и их родителями, оказавшимися в уязвимом положении, в том числе с целью помочь им справиться со стрессовыми ситуациями.
Кроме того, для координации деятельности по профилактике наркопотребления и наркозависимости будет создан Единый межведомственный центр при Министерстве здравоохранения. Плюс предстоит принять меры по блокированию каналов поступления в страну наркотиков на международном уровне. В этих целях планируется принять ряд международных документов, способствующих расширению практического взаимодействия с зарубежными партнерами.