Терроризмге қарсы комитет

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ҚОҒАМДЫҚ БІРЛЕСТІГІНІҢ РЕСМИ САЙТЫ

Контртеррористический комитет

Официальный сайт республиканского общественного объединения

110

Телефон Антитеррористической службы

Самой удобной площадкой для вербовки остаётся Интернет — эксперт

АСТАНА, 29 января. В России, как и во всём мире ведётся полномасштабная борьба с терроризмом, но, несмотря на это, ряды радикалов регулярно пополняются неофитами. В каких регионах россиян чаще вербуют в террористы, с какой аудиторией работают вербовщики и на каких площадках происходит вербовка  передает News.ru, со ссылкой на Общественную палату РФ.

Согласно данным, которые News.ru предоставили в Общественной палате РФ, с августа 2015 по январь 2019 года на «горячую линию» по противодействию вербовке граждан в ряды радикальных организаций поступило 244 обращения из 45 субъектов России. Люди рассказывают, что их самих или их родственников пытались вовлечь в террористические ячейки. Чаще всего, отмечают в ОП, тревожные сигналы поступают из Москвы — 48% обращений, Московской области — 22%, Санкт-Петербурга — 15%, Крыма — 9%, Саратовской области — 9%, Иркутской области — 7%. Также несколько сигналов было получено из соседних Казахстана и Азербайджана.

Инициатор и куратор «горячей линии», председатель комиссии ОП по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей Елена Сутормина рассказала, что в основном объектами вербовки становятся молодые люди и девушки в возрасте от 16 до 30 лет. Их доля достигает 25−40%, уточнила она.

«Согласно данным наших экспертов, такая аудитория выбирается не случайно: в этом возрасте у людей снижен инстинкт самосохранения и также меньше различных социальных обязательств. Например, ответственность за семью», — сообщает Елена Сутормина.

Сутормина также отметила, что в последнее время увеличился поток обращений от мужчин, которые сообщают о попытках вербовки их жён в ряды радикальных организаций.

Самой удобной площадкой для промывки мозгов радикальными идеями по-прежнему остаётся Интернет. Как правило, пользователи в различных соцсетях публикуют о себе достаточно информации, чтобы можно было составить подробный портрет о круге общения и интересах человека.
По словам Суторминой, в рамках работы ОП совместно с партнёрскими организациями, в частности, Антитеррористическим центром государств-участников СНГ, проводится мониторинг информационного пространства для выявления возможных фактов распространения террористического контента, а также для отслеживания технологий, применяемых радикалами.

«Преступники активно используют Интернет, в частности, социальные сети и так называемую «тёмную сторону» (DarkNet) Сети для поиска и вербовки своих сторонников. Сегодня они присутствуют практически на всех площадках, имеют собственные информационные ресурсы, разрабатывают даже мобильные приложения», — констатировала Сутормина.

Также злоумышленники всё больше осваивают технологии «таргетинга», то есть комплекс методов, помогающий найти среди всех пользователей целевую аудиторию.

«Они прорабатывают механизмы воздействия на участниках сообществ, относящихся к определённым субкультурам, в числе которых профашистские, неонацистские и националистические молодёжные движения, фанатик-сообщества, деструктивные религиозные и квазирелигиозные объединения, то есть секты», — рассказала Сутормина.

Через Интернет радикалы ищут себе не только сторонников, но и финансирование. Недолго думая, они начали сбор денежных средств на нужды своих организаций под видом благотворительной деятельности. В ОП считают, что необходимо объяснять гражданам, как отличить такие сайты.

«Не так давно российские силовые ведомства пресекли несколько организаций на юге России, которые занимались этой деятельностью. Со своей стороны мы считаем, что необходимо также усиливать просветительскую работу среди граждан о том, как следует выбирать общественные структуры, через которые можно оказать помощь нуждающимся и как распознать преступные организации. В 2018 году вышло специальное пособие «Профилактика терроризма и экстремизма в молодёжной среде», в которой собраны основные технологии вербовки, а также методы противодействия», — напомнила куратор «горячей линии».

Вице-президент российской криминологической ассоциации Игорь Сундиев рассказал, что наиболее подвержены вербовке люди, у которых много свободного времени и им нечем себя занять.

«Девушки и женщины всегда являлись объектом вербовки. Наиболее удобный объект для вербовки это тот, которому скучно. Как правило, это либо девушки, у которых много свободного времени и хочется романтики, либо взрослые женщины, которым наскучила обыденность. Дальше действует классическая схема — в качестве своеобразной приманки выступает либо молодой, либо не очень молодой человек, который предлагает какие-либо отношения», — сообщил специалист.

Он также объяснил, что меняется в поведении человека, если его пытаются вовлечь в радикальную организацию:

«Идёт смена интересов, ценностей. Для молодых характерна смена имиджа. Более взрослые люди, как правило, резко прерывают связи с бывшим кругом общения», — сообщил Сундиев.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: