Астана 21 мая. О том, какие поправки предусматриваются в законодательство, регулирующие религиозную сферу и что делается в стране для дальнейшего сохранения межнационального и межконфессионального согласия, в интервью корреспонденту МИА «Казинформ» рассказал вице-министр по делам религий и гражданского общества РК Берик Арын.
— Берик Сакбайұлы, как Вы оцениваете религиозную ситуацию в Казахстане?
— Религиозная ситуация стабильная и прогнозируемая. На сегодняшний день религиозную палитру Казахстана составляют 18 конфессий. Их интересы представляют 3 715 религиозных объединений, которые вносят весомый вклад в обеспечение единства и согласия в нашем обществе.
Это является наглядным примером того, что в Казахстане придается большое значение обеспечению прав граждан на свободу совести и созданию благоприятных условий для работы религиозных объединений.
Несмотря на то, что большинство населения Казахстана считает себя мусульманами, это не мешает полноценному функционированию других религий.
В стране совершенствуется система подготовки религиозных кадров, имамов и теологов. В свою очередь, Духовным управлением мусульман Казахстана разработаны и введены единые правила поведения в мечетях, ведется работа по унификации обрядов. Так, выпущена книга «Жаназа», одобренная на XIV внеочередном заседании Совета Улемов. В ней охвачены такие вопросы, как обряд погребения, правила подачи милостыни, строение мазаров и другое.
В прошлом году по поручению Главы государства создан и успешно функционирует благотворительный фонд «Уақып», который продвигает культуру массовой благотворительности, занимается сбором и распределением благотворительных средств на финансирование социальных проектов, содержания культовых учреждений, а также повышения эффективности работы служителей духовенства.
Кроме того, Министерством по делам религий и гражданского общества совместно с правоохранительными органами налажена работа по дерадикализации граждан, в том числе осужденных, подвергшихся религиозно-идеологическому воздействию со стороны экстремистских течений и организаций.
Работа в этом направлении стала более системной.
— Самым обсуждаемым в обществе был проект поправок по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений»…
— Законопроект до внесения в Мажилис Парламента широко обсуждался на различных диалоговых площадках с участием экспертов, представителей религиозных объединений и госорганов, СМИ, в том числе Офиса программ ОБСЕ в Астане и Управления верховного комиссара ООН по правам человека для Центральной Азии.
В Министерство поступило более 100 предложений от граждан, религиозных объединений, государственных органов РК и неправительственных организаций. 80% из них были нами учтены. Кроме того, ведомство активно проводило замер общественного мнения в социальных сетях.
Были учтены предложения, касающиеся смягчения видов административного наказания за нарушения законодательства в религиозной сфере. Так, в законопроекте пересмотрены и снижены размеры штрафных санкций за нарушения требований законодательства в сфере религиозной деятельности. Более того, предлагается в качестве альтернативной санкции за административные правонарушения в религиозной сфере впервые ввести такой вид административного взыскания, как «предупреждение».
Таким образом, можно сказать, что при разработке законопроекта были учтены предложения общественности и религиозных объединений.
Наибольшее обсуждение в обществе вызвали нормы, устанавливающие запрет на использование и распространение в общественных местах внешних атрибутов, предметов одежды, препятствующих распознаванию личности и демонстрирующих принадлежность к деструктивным религиозным течениями, а также ограничения посещения несовершеннолетними детьми религиозных культовых сооружений без родителей.
Это достаточно важные поправки, которые направлены на защиту светского характера государства и гарантии прав граждан на свободу совести. Подобные нормы в настоящее время вносятся в законодательства ряда европейских стран. По сути, это общемировой тренд.
Необходимо отметить, что процессы совершенствования действующего законодательства будут всегда вызывать неоднозначную критику со стороны общественности, в том числе критику новых поправок. Причиной этому является однобокое понимание ситуации, без оценки меняющихся реалий, неосведомленность в тех или иных правовых основах и тенденциях в религиозной сфере. Тем не менее широкая информационная работа по разъяснению новых норм Закона с привлечением экспертов, СМИ и духовенства позволили довести до общественности цели и задачи вносимых поправок. В результате чего сегодня в обществе в целом сложилось понимание и позитивное восприятие вносимых поправок..
Необходимо понимать, что при внесении новых поправок в действующее законодательство учитываются текущие тенденции и изменения в религиозной сфере, в особенности тренды негативного характера. Поэтому своевременное принятие новых поправок в закон позволит минимизировать существующие угрозы и предотвратить рост негативных тенденций в религиозной сфере.
— Напомните нашим читателям, какие еще новшества предусмотрены в законопроекте?
— В первую очередь вводятся поправки, призванные исключить любую возможность использования религии в деструктивных целях. Вводятся такие новые понятия, как «деструктивное религиозное течение» и «религиозный радикализм». Имеются нормы, направленные на совершенствование компетенции госорганов при организации работы в сфере религии, конкретизацию некоторых религиозных понятий.
В соответствии с замечаниями Комитета ООН по правам человека, в законопроекте предлагается внести нормы по обеспечению равных прав граждан вне зависимости от отношения к религии, в том числе неверующих;
Законопроект предусматривает создание более понятных и удобных условий для деятельности религиозных объединений. К примеру, имеются нормы, направленные на смягчение требований, предъявляемых при регистрации региональных религиозных объединений. В настоящее время для создания регионального религиозного объединения необходимо наличие местных объединений в двух и более регионах страны. Законопроектом же предусматривается, что будет достаточно наличие представителей местных объединений из одной области. Также предлагается исключить требование о количественном критерии в 250 граждан от каждого местного религиозного объединения для создания регионального религиозного объединения.
Необходимо понимать, что законодательство едино для всех религиозных объединений и никто не вмешивается в их деятельность, если они не нарушают действующее законодательство.