КОСТАНАЙ, 11 июля. Зависимости человека исследуются разными науками: психологией, социологией, философией и другими. Больше всего проблема исследована в психологической сфере, поскольку касается психологических процессов, межличностных и внутриличностных отношений. Кроме того, наличие зависимостей и их характер напрямую влияют на качество жизни человека и общества.
Принято различать химические и нехимические зависимости. Религиозная зависимость, или, по-другому — аддикция, относится к числу нехимических.
Сегодня феномен религиозного чувства до конца не изучен. Есть эксперты, которые сводят религиозные чувства к совокупности уже известных чувств, а другие считают, что это особое чувство ни с чем не сопоставимое, но какое оно и в чем его сущность, то в этом вопросе мнения расходятся.
Вместе с тем, многие считают, что религиозные чувства связаны с внутренним переживанием «святого» и наличием благоговейной любви и страха, а также благоговейного чувства непостижимости тайн, которые воплощены в носителе сверхъестественной силы (Аллах, Бог, другие божества в политеизме). При этом религиозные чувства не вызывают религиозную зависимость, также, как инстинкт голода не вызывает пищевую зависимость.
Религиозному чувству как свойству религиозных (верующих) людей противопоставляется религиозная зависимость, которая превращается в деструктивную форму вовлечения человека в культ, где он становится легко контролируемым и превращается в объект манипуляций. Грань между религиозными чувствами и религиозной зависимостью очень тонкая, и перейти в аддиктивное, то есть зависимое состояние очень легко. Главным признаком здоровой религиозности является психическое здоровье человека, которое не сводится к отсутствию психических заболеваний, но связано с гармонией человека с самим собой и окружающим миром.
С поведенческой точки зрения религиозная зависимость может проявляться в следующих формах:
— чрезмерная религиозная активность и постоянная неудовлетворенность своими действиями, иногда приводящая к крайним формам перфекционизма;
— постоянный поиск негатива во всем окружении и преувеличение этого негатива, доводимого до абсурда;
— поклонение не столько Богу, сколько процессу своей деятельности, своему поведению и его результатам.
Как ни парадоксально, но у религиозно зависимых людей практически не остается времени для «связи с Богом», то есть для осознания и воспроизведения собственно религиозных чувств.
К росту религиозной зависимости могут привести различные психологические и социальные факторы, включая дисфункциональные семейные отношения, детские травмы и жизненные неудачи. Эти обстоятельства усиливают риск погружения в деструктивные религиозные практики.
Ключевыми симптомами являются жесткое следование религиозным правилам, черно-белое мышление, иллюзия прямого вмешательства Бога в жизнь без личного участия, и отказ от реальности и критического мышления.
Религиозная зависимость может привести к серьезным психическим нарушениям одновременно значительных масс людей. Кроме того, религиозная зависимость может выражаться в насильственном религиозном поведении, что делает ее более опасной, чем другие виды аддикций.
Таким образом, религиозная зависимость, является сложным феноменом, требующим серьезного отношения со стороны всех граждан.
Правильное воспитание подрастающего поколения, самонаблюдение, внимание и забота об окружающих, восприятие и сближение с традиционными ценностями могут помочь избежать в будущем реально существующих угроз в религиозной зависимости.
Деятельность традиционных религиозных сообществ направлена на личностное и духовное развитие, исключая возможность возникновения зависимости. Их деятельность балансирует между личным временем и другими жизненными приоритетами, оказывая положительное влияние на ум, здоровье и духовность человека.
Материал подготовил Туйганов Мырзабек Сардарбекович – начальник центра подготовки специалистов УИС по противодействию экстремистской идеологии Костанайской академии МВД Республики Казахстан имени Шракбека Кабылбаева, подполковник полиции