Алматы. 2 июня. В кукольном театре с детства мы видим как марионетки танцуют на миниатюрной сцене, перемещаются туда и сюда, влеченные своими веревочками, и следуют определенному сценарию. Пытаясь понять логику этого театра оказывается, что мы и сами уже участвуем в представлении. Мы занимаем свое место в зале и тем самым определяем позу, в которой повисаем на невидимых лесках. На мгновение мы действительно верим, что мы – марионетки, у которых нет ни любви, ни здоровья, ни счастья, ни денег, ни внимания и т.д. Но затем мы замечаем существенную разницу между театром марионеток и нашей собственной драмой. В отличие от марионеток, мы можем прервать свой танец, осмотреться и обнаружить движущие нас механизмы. За этим поступком скрывается первый шаг к свободе.
В любой области, связанной с воздействием на человека — от политики до СМИ существует растущая опасность замаскированных и интенсивных форм манипулирования и психологического насилия. Современная многочисленность и массовость разрушающих культов связана с возникновением очень широкого недостатка в механизмах общества и в правилах и нормах реальности. Ситуацию усугубляет религиозная безграмотность средств массовой информации, которые публикуют одновременно с религиозными материалами различные псевдорелигиозные суеверия. Дезориентированный человек «захлебывается в потоке информации», связанном с религией и часто становится жертвой мошенников и различных сект. Сам феномен разрушающих культов выявляет, прежде всего, неразработанность и незакрепленность ряда существенных «правил взаимодействия» людей во всем мире, ведь писанные глобальные правила соблюдаются не всеми представителями человечества.
Деструктивные культы, будь то террористические группы или любые религиозные секты, предполагают не просто изменение некоторых правил, а весьма существенное изменение самой сути и смысла социальной реальности.
К примеру, если сегодня молодой человек вместо целостного воспитания от семьи, от окружающего общества и от самообразования, получает лишь набор тех или иных профессиональных навыков, которые ничего не дают в плане формирования мировоззрения. То такая фрагментарность приводит к тому, что человек легко попадает под влияние системы общества потребления с его в целом схожей клиповой моделью мышления и целеполагания. Давайте смотреть правде в глаза, ребенок в школе получает множество сведений о самых различных предметах, но не получает мировоззренческой прививки – того целостного восприятия жизни, которое необходимо для того, чтобы вся эта совокупность знаний уложилась в некую систему. Даже выпускники вузов не способны систематизировать те знания, которые они приобретают.
На наш взгляд, религии в обществе потребления должен отводиться определенный сегмент наряду с карьерой, семьей, досугом и другими сторонами жизни. В ином случае человек становится легкой добычей разного рода сект, которые опасны тем, что выталкивают человека из социума в социально-религиозное гетто, которое часто становится причиной разрушения социальных связей в обществе и психического здоровья людей.
Нуржан Акжан,
Специалист РОО «Контртеррористический комитет»