Астана. 20 июня. Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» обозначил ряд актуальных вопросов.
Так, говоря о стремлении Казахстана войти в список развитых государств, он подчеркнул, что недостаточно одних политических и экономических реформ. «Для того, чтобы достичь цели, наше сознание должно опережать наши действия, а это значит оно должно и далее прогрессировать. Очень важно духовное обновление путем сохранения национального сознания и идентичности, национальной культуры и кода нации», — отметил Глава государства. Он чутко уловил пульс времени, точно подчеркнул особенности современных процессов и важность ориентира на будущее в условиях нынешних вызовов глобализации.
В ходе встречи с представителями Духовного управления мусульман Казахстана Нурсултан Абишевич назвал религию частью нашего духовного богатства и призвал к модернизации сознания, укрепляя традиционную и духовную составляющую. Действительно, сегодня весь мир переживает кардинальные перемены. У казахского народа на этот счет есть замечательные пословицы – «за полвека обновляется поколение, за сто лет одно поколение полностью исчезает» (елу жылда – ел жаңа, жүз жылда – қазан), «традиции несут в себе как прогресс так и регресс» (дәстүрдің озығы бар, тозығы бар).
Их смысл в том, чтобы найти баланс между традицией и новшеством. Изменилось веяние эпохи, вместе с ним в процессе бытия изменились и ценностные установки людей. В этой связи вспоминается пословица, которая гласит «если время подобно лисе, то будь как тазы, обуздавшим ее» («заманың түлкі болса, тазы боп шал», тазы – казахская борзая). Однако, вне зависимости от изменений времени, человек должен сохранить в себе общегуманистические качества и национальные ценности. Как говорил об этом мудрый Абай: «Кто сможет управлять временем, когда оно всех ведет? Им не овладеет худший, ибо его оно само поглотит» («Әркімді заман сүйремек, Заманды қай жан билемек? Заманға жаман күйлемек, Замана оны илемек»).
Одним из способов посеять раздор среди народа, как отметил Лидер нации, «один из методов влияния извне – это распространение среди нас чуждых религиозных учений». В последнее время такая ситуация наблюдается среди мусульман Казахстана.
Так же, как в пословице, когда «шесть сыновей Алшыораза не нашли выпущенную стрелу, лишь вздыбив землю вокруг себя» («Алшыораздың алты ұлы атқан оғын таба алмай, жер сабалап қалған күн»), так и в наше время существуют негативные тенденции и распри, которые наносят вред единству народа, целостности религиозного сознания мусульманской уммы. Выделяются группы, которые отрицают национальные традиции и культуру, светские принципы государства, не признают искусство и литературу, причисляя их к запретному, «хараму», считают философию и науку «полным заблуждением», умаляют роль разума в процессе познания, опираясь только на буквализм и догматизм, прославляя свою праведность посредством гордыни, обвиняют в неверии всех, кто мыслит или живет иначе, вследствие чего их души сегодня лишены всякого милосердия и добродетели. В результате появилось некая прослойка людей, отходящих от сформированных на протяжении многих веков мусульманских традиций, устоев и принявших чуждые обряды. А ведь подражание другим народам приводит к заимствованию чуждых ценностей.
Здесь уместно вспомнить слова писателя Акселеу Сейдимбекова: «Подражание – есть повторение. Духовно бедный народ, в первую очередь, лишается своего будущего, затем становится заложником чужих ценностей». Разве не присущи каждой нации, народу или даже определенному индивиду свои особенности (характера, темперамента, происхождения, религии, культуры, традиций, обычаев, мнения и др.)? В криминалистике идентичность определяется соответствием отпечатков пальцев, т.е. сколько бы не было людей на земле, ни один оставленный след не повторится никем другим. Данное разнообразие рассматривается в религии как божественный замысел. Этот идентификационный знак описан в 13 аяте суры Худжурат «Мы создали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга».
Еще одной важной темой, на которой заострил внимание Глава государства, является следующее: «В последнее время молодые парни начали отращивать безобразные бороды, подрезать коротко штаны. Увеличилось число девушек, покрывающих лица и облачающихся в черные одеяния. Это идет вразрез нашим национальным ценностям и менталитету. У казахов черная одежда считается траурной. При виде такой женщины, люди считают, что умер муж, или погибли дети. Естественно, это дело выбора, кому, что носить, но тут другое».
По данному вопросу поделился своим мнением и министр по делам религий и гражданского общества Ермекбаев Н.Б. На пресс-конференции по итогам заседания Правительства министр сообщил: «Как сказал Глава государства, у нас есть свобода выбора одежды, право на которое имеет каждый гражданин. В то же время, следует проводить разъяснительную работу, в первую очередь, с теми, кто специально одевается в религиозное одеяние и обособляется от общества. Потому что они перед нами, казахстанским обществом, казахским народом выглядят не как часть казахской нации, а как представители чужой страны. Мы носим как национальную, так и современную одежду. Поэтому этот вопрос щепетилен и актуален. В этой связи, считаю, что всесторонне изучив его, мы придем к правильному решению».
Таким образом, вопросы черной одежды, неаккуратной бороды и укороченных штанов становятся наиболее обсуждаемыми темами в обществе. Такие проблемы, как статус и права женщины в исламе, многоженство, облачение в хиджаб, получение зарубежного религиозного образования, проведение религиозных проповедей, привлечение несовершеннолетних к религиозным обрядам, такфиризм и др. Получили широкое распространение как в различных СМИ, так и в специальной литературе, что, в свою очередь, требует законодательного регулирования со стороны государства.
В священном Коране нет точного описания формы одежды женщины. Сказано лишь о том, что одежда женщины должна прикрывать все кроме лица, кистей рук и щиколоток ног и не сильно облегать тело. При соблюдении данных требований, ислам не запрещает носить модную и красивую одежду, соответствующую нормам эстетики. Тенденция ношения черной одежды женщинами таких стран, как Саудовской Аравия и Иран не является обязанностью для всех мусульман. Такой вид одежды был выбран в силу их собственных обычаев и общественных ценностей. По этой причине, при выполнении условий, описанных в Коране, каждое общество вправе выбирать наиболее приемлемые для собственного менталитета и традиций одеяния в соответствии с временем и климатом места проживания. К примеру, у казахов каждому региону был присущ свой образ женской одежды. Даже существовали различные варианты пошива платка и кимешека в зависимости от возрастных особенностей женщины. Наши предки не выходили за рамки требований Корана, утверждая, что ношение платка не вписывается в их традиции. Напротив, связав платок с обычаями, украсив узорами, превратили в свой вариант одежды. Почему бы и нашим представителям мусульманской уммы не шить современную одежду в соответствии с нашими культурными особенностями, не противоречащей требованиям Корана? Будь оно так, возможно, мы бы избавились от таких узких представлений, когда мы соотносим ношение платка и длинных одеяний с какой-либо национальностью.
Наиболее важной частью вопроса для людей с недостаточной степенью религиозной грамотности, является не вопрос ношения хиджаба, а просвещение в вопросах имана, вероубеждения и основ праведного поведения.
Разве досточтимый Пророк не разъяснял в первую очередь вопросы веры, нежели вопрос ношения платка? В обществе, в котором определились с пониманием веры, все запреты и приказы ислама исполняются легко. Разъяснение вопросов ношения платка раньше вопросов веры, сродни бесполезным действиям во время поднятия шанырака, в котором не участвуют крепления.
Учитывая, что религия воспитывает в человеке добродетель, можно сказать, что всеобщее обращение к религии несет духовную пользу для общества. Однако обратная сторона заключается в том, что существуют и деструктивные течения, прикрывающиеся религией и очерняющие последнюю своими действиями. Немного мы выиграем и при раздутии в средствах массовой информации данных злободневных вопросов, касающихся только внутренней сопричастности человека к Богу и не подлежащих суетной огласке. Наоборот ,следует разъяснять и акцентировать внимание на том, что миролюбие и добродетель религии сближает и объединяет людей, что религия отвечает всем требованиям времени и объясняет его негативные явления, возвышает нравственную культуру, а межрелигиозный диалог есть не иначе как благо. Потому что религиозные объединения различных конфессий подобны отражению мирового процесса мультикультурализма, словно разнообразие в единстве составляют ячейки гражданского общества.
Как говорит Лидер нации: «Необходимо правильно разъяснять и пропагандировать религиозные ценности среди народа. Для этого в вопросах просвещения приоритет должен отдаваться имамам и учителям». Молодой имам, получивший религиозное образование зарубежом, должен советоваться с местными аксакалами, сохраняя преемственность, и совершенствовать местные религиозные традиции. Следует заложить в сознание людей основы ханафитско-матрудитского вероубеждения в теоретическом плане, в практическом же плане сохранять единообразие в исполнении религиозных обрядов.
Интеллектуальный имам не должен ограничиваться лишь религиозной литературой, а как сказал известный религиовед Кайрат Жолдыбай, должен знать «вторую книгу» Аллаха – книгу Творений, т.е. естественные науки, изучать языки, читать художественную литературу и быть активным в социальном плане. Лишь тот имам, кто подкрепляет веру знаниями, думает благоразумно и поступает праведно, и способен внести свой вклад в развитие общества.
Заведующий отделом религиоведения Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, доктор философских наук,
профессор Бахытжан Сатершин
Источник: KazIslam