Алматы. 28 февраля. В последнее время в Саудовской Аравии происходит так называемая «тихая революция», проводится широкая антикоррупционная кампания, арестовываются члены королевской семьи, объявляются реформы, как в экономических, так и в социально-политических сферах, сообщает Caravan.
Но, пожалуй, самым важным для нас и всего мира в целом является то, что Саудовская Аравия отказывается от радикального вектора в общественной жизни. Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман уже ввел указы о том, что женщины имеют право водить автомобили, посещать кино и театры, а также разводиться по собственному желанию. Для страны, в которой государственной идеологией является ваххабизм, это явление крайне необычное. И оно, конечно же, может повлиять на весь исламский мир в целом.
Не так давно казахстанский политолог Ислам КУРАЕВ, специализирующийся на вопросах Центральной Азии и Ближнего Востока, написал на своей странице в Facebook пост о «крахе ваххабитской идеологической системы».
В интервью корреспонденту медиа-портала Caravan.kz Ислам КУРАЕВ разъяснил процессы, происходящие ныне в исламском мире.
— В настоящее время в общественном сознании закрепилось мнение, что ваххабизм – это деструктивное течение. Насколько правильно такое мнение и почему так сложилось?
— Ваххабизм все же сложно назвать религиозным течением, это больше политико-идеологическая система, которая имеет под собой фундамент ортодоксального исламского вероучения. Однако это не говорит о том, что данная система является деструктивной. На мой взгляд, ваххабизм кажется чуждым только там, где исторически был распространен ханафитский мазхаб, который в свою очередь отразил сущность ментальности народа, что привело к определенному бытованию ислама в степи. Соответственно, кто правильней молится, сказать сложно, так как каждый приведет свои доводы и будет считать их истиной.
— Вы пишете, что «ваххабитская идеологическая система не смогла стать консолидирующей в исламском мире». Каким образом она могла стать консолидирующей и к чему это могло бы привести?
— По своей сути такая идеология не могла стать консолидирующей, так как шла пропаганда возвращения в средневековье, в так называемое мракобесие. Конечно, изначально такая идея среди населения приветствовалась, даже вспомните события в Сирии, когда террористов население встречало с распростертыми объятиями. Однако в последующем общество поняло, что это путь в никуда, следовательно, данный факт стал переломным. Добил крайне ортодоксальное общество наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман аль-Сауд, который начал «перестройку», а фетвы стали издаваться одна за другой, ученые мужи сразу нашли разрешения в исламской юриспруденции. Это был финиш!
— По каким причинам происходит «крах системы», о котором вы пишете? И как дальше будут развиваться события?
— Причина проста: идеология стала невостребованной в обществе, а насильственное распространение вызывает негатив. В целом ситуация, в которой оказался исламский мир, напоминает ХХ век, в котором произошел крах ряда идеологических платформ (фашизм, коммунизм, либерализм), так же сейчас в мусульманском обществе десятки течений начинают процесс консолидации. Однако мусульманская умма отходит только от консерватизма, но не ставит в противовес полную либерализацию.
— Можно ли сравнивать процесс либерализации с тем, что некогда происходило с католицизмом, когда довольно жесткая и консервативная религия под влиянием европейских ценностей становилась мягче и в конечном итоге стала регистрировать гей-браки?
— Процессы, безусловно, чем-то идентичны, однако эта идентичность заключается только в слове «реформы», все остальное совсем не похоже. В исламском обществе подобные проявления невозможны. Все, что есть сейчас, таким и останется, только поменяются подходы к решению проблем, и реформация будет направлена лишь на некоторые социальные вопросы.
— Как «крах ваххабитской идеологической системы» может отразиться на исламе в Казахстане?
— У нас этот вопрос сейчас стоит относительно остро, так как наблюдаются споры правительства и представителей ортодоксальных течений (не все являются ваххабитами). Однако все думали, что исламизация общества будет замедлена или прекращена после прикрытия внешнего спонсирования. Но, как показывает практика, радикально настроенных становится все больше, в этом есть и вина чиновников, которые порой необдуманными действиями провоцируют общественность.
Также есть второй момент, имеется вероятность того, что источник финансирования радикальных групп уже давно сформировался и находится в самой стране, что и создает дополнительные трудности. Вообще сама тема ислама в Казахстане очень сложная и имеет свои подводные камни, так как сейчас могут подписать под ваххабита любого ортодоксального ханафита, то есть нужны эксперты, которые бы вывели страну из так называемого «религиозного кризиса».