НУР-СУЛТАН, 23 июля. Недавно на свободу вышел Малик Тлеулин, осужденный на восемь лет за подготовку террористического акта в здании органа внутренних дел. Его соучастники до сих пор остаются за решёткой, пишет informburo.kz.
Малик рос в благополучной семье. Отец работал в государственной структуре, мать – учительницей. У самого Малика юридическое образование. Он даже успешно сдал все экзамены на госслужбу корпуса Б и устроился на работу в суд. Однако завербованный деструктивным религиозным течением, Малик вскоре бросил работу. Потом постепенно отрёкся и от семьи. Наставники его учили, что работать и жить с теми, кто не читает намаз, – это «тагут», в переводе с арабского языка – «покровительство неверующим».
«Мне говорили, что я неправильный мусульманин, и называли грехом то, что я работаю не на «исламское государство». Показывали видео войны в Афганистане и Палестине. Говорили, что это и есть истинный джихад. Думая, что участие в такой войне является для нас священным долгом, мы не раз пытались выехать из страны. Но у нас не получилось», – вспоминает Малик Тлеулин.
Когда в 2011 году в Актюбинской области была задержана группа террористов, в окружении Малика начали обсуждать план отмщения за якобы без вины заключенных их сторонников. Цель – взорвать здание Департамента внутренних дел в знак протеста.
«Малик Тлеулин был в составе группы приверженцев нетрадиционного ислама. Они попытались совершить террористический акт, привлекая молодёжь, передавая им искажённое знание. В итоге завербованные отказывались от общения с родственниками, бросали работу и полностью уходили в русло нетрадиционного ислама. При этом не обращались за помощью к официальным источникам», – говорит начальник управления по противодействию экстремизму Департамента полиции Актюбинской области Асхат Рысбаев.
Малик Тлеулин сожалеет, что тогда не думал о последствиях своих действий. Слишком сильно было влияние вербовщиков.
«Взрывчатые вещества мы делали сами. Инструкции брали в интернете. Другое оружие найти было не так трудно. Если связаться с преступным миром один раз, он сам тебя затягивает», – вспоминает Малик.
В тот майский день участники преступной группы Жасулан Аббасов, Арман Кушанов и Малик Тлеулин собрались обсудить свои дальнейшие действия по реализации плана, но не успели. Они были задержаны сотрудниками правоохранительных органов. Следствие не нашло связи между ними и внешними экстремистскими силами. Однако было доказано, что преступная группа изготавливала самодельные бомбы и планировала совершение террористического акта.
Руководителю группы Аббасову назначили наказание в виде 11 лет лишения свободы в колонии строго режима. А Тлеулин и Кушанов приговорены к 8 годам.
«Религиозный экстремизм является очень серьёзной угрозой для современного мироустройства, и в первую очередь для сохранения семейных ценностей. Целостность государства зависит от благополучия в каждой семье. Поэтому хочется попросить родителей более серьёзно отнестись к воспитанию своих детей, обращать внимание на изменения в их поведении, в характере. Побольше общаться с ними, быть в курсе того, с кем они переписываются в интернете, что смотрят и какие сайты посещают. Ведь экстремистская деятельность радикальных групп направлена на возбуждение религиозной вражды и ненависти среди молодёжи», – говорит Дархан Ахметов, оперативный уполномоченный управления по противодействию экстремизму Департамента полиции Актюбинской области.
Судьба Малика Тлеулина – пример того, как сурово наказывается деятельность членов экстремистских групп. К сожалению, единственный брат Малика также отбыл срок в колонии за участие в организованной преступной группировке. Сейчас братья на свободе. Но до сих пор сожалеют о содеянном в прошлом и надеются, что другие не повторят их ошибок.