Астана. 9 ноября. Проблема религиозного экстремизма и безопасности общества – одна из болевых точек современности. Что делает государство, чтобы защитить мирных граждан? Об этом говорим с руководителем облуправления по делам религий Жанболатом УМБЕТОВЫМ.
«Ко мне тоже подходили на улице»
– Жанболат Жумабаевич, в июне этого года Президент Н. Назарбаев подписал Концепцию государственной политики в религиозной сфере. К концу года законодатели внесут изменения в Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Почему такое пристальное внимание?
– Экстремизм и терроризм в Казахстане имеют не идейную, думаю, а в основном криминальную основу. За псевдорелигиозной риторикой, как мне кажется, зачастую скрывается преступная деятельность, подрывающая основы общества. Президент Казахстана сказал, что «это атака на мир и стабильность в нашей стране. Это испытание на прочность нашей государственности и гражданской зрелости». А значит, государство должно быть готово ко всему. Оно строит свою политику из интересов всего общества, а не отдельных представителей какой-либо религии. Более того, соблюдается некий баланс. Ведь государство не ограничивает права людей в вопросах вероисповедания, если это не противоречит закону. И концепция, и законодательные изменения – требования времени.
Концепция подчеркивает светскость нашей государственной модели. И эта модель межконфессиональных отношений основана на принципах равенства всех перед законом и уважения, независимо от конфессии. Государство не отдает никому предпочтение. Все равны. Посмотрите, в мире в тех странах, которые определили для себя одну религиозную доктрину, нет спокойствия.
– А как же Саудовская Аравия с ее высоким уровнем жизни?
– Там не полиэтническое и не многоконфессиональное общество. А в Казахстане много конфессий и этносов. Более ста народов. Только в Костанайской области 116 религиозных объединений, из них 37 исламских, 34 православных, 4 католических, 40 протестантских и одно нетрадиционное религиозное объединение. Всего 10 конфессий. В нашем обществе есть еще и атеисты, и они тоже имеют свои права.
– С начала года зарегистрировано 17 фактов нарушения законодательства в сфере религии. В основном это распространение литературы в неустановленном месте, проведение миссионерской деятельности вне культовых сооружений.
– Ко мне тоже подходили на улице. Я внимательно их выслушал, а потом так ненавязчиво спросил, а законно ли то, что они делают, стал наводить справки. Они быстро ретировались. Хотя, честно скажу, хочется, чтобы таких ситуаций было меньше. Уверен, что руководитель религиозного объединения ответственен за поведение каждого адепта. Поэтому не устаю им об этом повторять.
Доверие и любовь – лучшая профилактика
– Вы полгода назад возглавили управление. Религия – сфера тонкая, специфическая. Сложно было разбираться в нюансах?
– К счастью, для меня эта сфера жизни не нова. Я одно время возглавлял департамент внутренней политики, и мы тесно работали с религиозными объединениями. Конечно, за это время количество религиозных объединений увеличилось, усовершенствовалось законодательство. И стало интереснее работать. Более сплоченными стали что ли. Представители религиозных объединений приходят, советуются, высказывают свои пожелания. Чем можем – помогаем. Например, православная церковь в этом году провела Крестный ход к местам расстрела в годы революции и гражданской войны мирных жителей и священнослужителей. Мы вместе отработали маршрут, чтобы никаких нарушений со стороны закона не было. Обращались к нам и представители ДУМК по организации айта. Я за открытость и честный диалог. Считаю, договориться всегда можно.
– Не секрет, что свою работу усиливают не только религиозные объединения мусульманского толка, но и неохристианские, которые тоже ведут большую работу с населением. Остальные какие-то неактивные…
– Вы правы, активность неохристианских религиозных объединений заметна. Они стремятся больше людей вовлечь в свои ряды, как говорится, сразу целятся в десятку – молодежь. А от мировоззрения молодых зависит будущее страны. В каком государстве будут жить наши внуки и правнуки? Деструктивные организации подтягивают к себе и маргинальные слои населения, самозанятых, стариков, инвалидов. Поэтому нужно учиться и учиться – повышать религиозную грамотность всего населения. Здесь мы должны быть плечом к плечу – государство, СМИ, общественный сектор. Тогда сможем сохранить мир и стабильность.
– Начинать надо с семьи?
– В семье, в детском саду важно воспитывать толерантность, уважительное отношение к другому языку, культуре, вере. Не должно быть нетерпимости. Мы выросли на примерах дружбы народов, и эти традиции должны найти свое продолжение у сегодняшней молодежи. А я замечаю, что опора на духовные и семейные ценности сегодня ослаблена. Мы оторвались от своих корней. В процессах глобализации потеряли уважение к старшим. Когда вижу, что сын православной женщины ударяется в мусульманские не традиционные Казахстану религиозные объединения, то понимаю: между родителями и детьми нет духовной связи, той ниточки, которая связывает поколения и формирует внутри личности стержень. Разрыв поколений не воспитывает и любовь к родине. Ту любовь, которая проявляется не в громких словах с экрана телевизора, а в мелких делах. Посмотрите хотя бы, сколько мусора у многих домов, какая грязь в подъездах. Взрослые бросают – дети видят, потом повторяют. Недавно жители одного из домов Костаная помогали госпитализировать дедушку-соседа, чью жену положили в больницу, а его с инсультом – в другую. Заметьте: не дети помогали старикам. Соседи.
– Работающей матери непросто найти время, чтобы по душам пообщаться с ребенком.
– От эмансипации женщины сами страдают. По своей супруге вижу. Женщины же исполнительные, им надо и на работе все сделать, и в семье. Сейчас внуки, и им надо внимание уделить. Если можно было бы выстроить жизнь женщины так, чтобы у нее было время на общение с детьми, то государство и политически, и экономически только бы выиграло. И это неплохой метод против религиозного экстремизма. Доверие между родителями и детьми, их любовь и поддержка – лучшая профилактика.
– А вы сами верующий человек?
– Можно сказать, приверженец религии своих предков. Мой дедушка Абу-Сапиан по маминой линии в советское время был муллой. Праведный и чистый человек. Он умер в тот год, когда я родился. Не важно, какой религии придерживается человек, важно, чтобы он не отрицал общечеловеческие ценности. по долгу службы в начале двухтысячных годов я много общался с отцом Виктором. Это был светлый и добрый человек, интернационалист по духу. По его словам, его бабушка была казашка. Причем православная. Она, сирота, воспитывалась при женском монастыре, и всех сирот там крестили. Знаете, для меня вера – состояние души. Но как госслужащий не имею права выпячивать свою религиозность. Это неэтично.
Закрутить гайки
– Вы недавно были в Талдыкоргане на семинаре-совещании «Светское государство и высокая духовность – основа единства народа». Что для себя почерпнули нового?
– Многое удивило. В Алматинской области, например, более 600 имамов на 2 миллиона населения. У нас на 881 тысячу всего 52 имама. Там при Центре изучения религиозных проблем работает своя небольшая телестудия. Ребята делают фильмы, ролики. Работает и типография – листовки и буклеты печатают сами. Есть два микроавтобуса, которые очень быстро могут собрать группу из теологов, религиоведов и отправиться в любой отдаленный поселок.
Понравился опыт работы Мангистауской области. За год они смогли убедить родителей более 90 детей, чтобы те отказались от хиджабов в школе. Большая работа.
– Какие изменения нас ждут с принятием закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»?
– Законопроект включает 47 поправок, вносимых в 11 законодательных актов. В законе появятся четкие определения понятий «деструктивное религиозное объединение», «священнослужитель». Потому как многие этим пользовались, чтобы получить отвод от армии. Усилят полномочия госорганов. Повысят ответственность руководителей религиозных объединений по вовлечению несовершеннолетних в религиозную детальность. Ужесточат и требования к религиозному образованию. Если сейчас любой может выехать за границу и проучиться в религиозных учебных заведениях, то новшества в законе разрешат это лишь после получения первоначального религиозного образования в Казахстане. В нашей области два человека учатся в Иордании и один в Турции. Также финансовая жизнь религиозных объединений станет прозрачнее, они будут регистрировать все денежные поступления, отчитываться, публикуя это в СМИ.
По словам министра по делам религий и гражданского общества РК Нурлана Ермекбаева, своей очереди ждут обновленные проекты, изменения в действующие законы. Например, общество будет контролировать тематику проектов госсоцзаказа, оценивать их эффективность. Это общемировой опыт. И мы уже начали менять формат работы с общественными организациями. Обсуждаем с ними темы, которые важны для региона, востребованы, болевые. Формируем госзаказ в зависимости от потребностей.
Развиваться будет и сотрудничество на основе грантов, которые позволяют часть средств оставлять НПО для своего развития. Расширится участие бизнеса в соцпроектах. Так что государство на месте не стоит, идет в ногу со временем.
А я часто вспоминаю слова нашего Президента о сохранении дружбы, терпимости, толерантности в обществе. Это всё время должно быть в голове. Если забудем на миг, потеряем всё, чего успели добиться.
Людмила КРУГЛОВА
Источник: Костанаиские новости