НУР-СУЛТАН, 27 мая. По сообщению международной организации ЮНИСЕФ, более 29 тысяч детей и подростков подконтрольных боевикам ДАИШ и других МТО, которые являются членами семей террористов или были завербованы в ряды ДАИШ. Большинство из них младше 12 лет. Примерно 20 тыс. детей – это выходцы из Ирака, порядка 9 тыс. попали в Сирию примерно из 60 стран мира, в том числе Казахстана, сообщает Kazislam.kz.
Предполагается, что еще около 1 тыс. детей иностранных бойцов сейчас находятся в Ираке. Большая часть детей насильно удерживается в лагерях или приютах для сирот. Как несовершеннолетних детей использую в террористической деятельности, как они вовлекаются рассказывает отечественный эксперт Серикбол Билялов.
— Могут ли детей использовать в террористической деятельности?
— Безусловно дети представляются выгодной альтернативой взрослым боевикам. Причин этому много, дети доверчивы, легко внушаемы и являются хорошими бойцами, потому что еще не в полной мере понимают, что такое смерть. Об этом ярко свидетельствуют примеры массового использования детей в различных конфликтах на африканском полуострове, где они по своим боевым качествам ничем не уступали своим взрослым соратникам.
Однако наибольшее освещение использование детей в террористической деятельности они получили благодаря нашумевшим пропагандистским видео ДАИШ. Но не надо упускать из ввиду что помимо ДАИШ детей сегодня использую практически все террористические организации. К примеру 29 ноября 2011 года силовики Ирака ликвидировали базу «Аль-Каиды», которая готовила детей в качестве террористов-смертников.
Дети-смертники подбирались среди оставшихся сиротами сыновей боевиков «Аль-Каиды». Их обучали владению различными видами оружия, технике сбора информации, работе с взрывчаткой.
— Возможно ли после разгрома ИГИЛ дальнейшее использование детей в качестве смертников-подрывников?
В СМИ уже есть немало примеров использования детей в качестве подрывников. К примеру, недавно в Турции уже был совершен теракт с участием мальчика-смертника. По-видимому, методика превращения детей в смертников уже обточена до совершенства.
Вербовщики и идеологи террористических организации войны выбирают ребенка или подростка с серьезно травмированной психикой, например, из семьи, погибшей под авиабомбами или в теракте, или из семьи одного из погибших боевиков, проводят беседы и проводят работу по подготовке к теракту.
В частности, предполагаемую жертву обрабатывают на предмет мести, обещают после совершения теракта воссоединение с любимыми родителями в мире усопших. В таких случаях дети чаще выступают в роли «живых бомб».
По сообщениям зарубежных правоохранительных органов в большинстве случаев совершение подрыва ребенку не доверяют, поэтому до цели их доводят так называемые «опекуны», задача таких людей состоит в выборе объекта теракта и доведения своего «чада» до цели. В качестве мест теракта обычно выступают места массового скопления населения: свадьбы, праздники, шествия и соревнования. После они покидают место и дистанционно приводят в действие взрывчатку на теле ребенка.
Данная тенденция представляет повышенную угрозу для национальной безопасности. Только недавно глава Федеральной службы безопасности РФ Александр Бортников в своем выступлении на заседании Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ в Душанбе отметил опасность участия детей в актах насилия наравне с женами и вдовами членов террористических организаций.
«Нам известно о намерениях главарей международных террористических организаций использовать в своих целях вдов, жен и детей боевиков», — заявил Бортников, добавив, что сейчас они массово возвращаются «в страны исхода».
Директор ФСБ обратил внимание на необходимость тщательной фильтрационной работы в этой среде. Это поможет выявить как потенциальных террористов-смертников, так и тех, кто занимается идейной пропагандой террористических принципов.
— Какие основные причины вступления детей в состав международных террористических формирований?
— Очень сложно выделить мотивы вступления детей в ряды террористов, ввиду отсутствия целевых исследований по данной тематике.
Если в целом анализировать ситуацию можно выделить следующие причины: — рождения или проживания на территории подконтрольной одной из террористических организации, где их насильно рекрутируют в добровольческие группы, либо с вынужденного согласия родителей. Это наиболее массовая форма привлечения детей в Сирии и Ираке.
Есть еще одна категория – это дети, которых боевики заманили в вооруженные ряды, или те, кто сам были вынужден присоединиться к бойцам ИГИЛ, для того чтобы выжить в условиях нищеты и голода.
У детей вступивших в ряды бандформирований появляется возможность получать пищу, и поэтому некоторые родители посылают туда своих детей, надеясь, что они получат там еду и крышу над головой.
И последняя категория, это дети, которые были насильно похищены или отобраны у военнопленных или сироты.
Проведение различия между «добровольным» призывом и принудительной вербовкой не имеет смысла, поскольку даже если дети вступают в вооруженную группировку «добровольно», они делают это в отчаянной попытке выжить.
— Есть ли факты обучения несовершеннолетних казахских детей в военных школах ДАИШ в Сирии?
— В 2015 году медиа-центр ДАИШ презентовал видеоролик о пребывании казахских детей в Сирии. В кадрах данного видео были показаны казахские дети, которые проходили военное обучение навыкам обращения с огнестрельным оружием и дополнительно получали религиозные знания. Отдельные фото с видео еще доступны в социальных сетях.
Одним из таких казахстанцев прошедших обучение в академии подростков ДАИШ стал 15-летний житель г. Уральска Абай Хамзулинов. Подросток в 2016 году вместе с родителями и сестрой выехал в Сирию. При этом дети не знали о конечной остановке в ИГИЛ. По словам Абая, при въезде на территорию ДАИШ его встретили сотрудники спецслужбы ДАИШ «амният», которые предлагали и уговаривали его согласиться на совершение самоподрыва на машине. Подобный процесс проходят все прибывшие вместе с родителями дети. Там он вместе с ровесниками попадает в военную школу, где их обучали азам военного подготовки и обращения оружием. Подросток принимает решение сбежать и чудом возвращается на Родину.