Терроризмге қарсы комитет

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ҚОҒАМДЫҚ БІРЛЕСТІГІНІҢ РЕСМИ САЙТЫ

Контртеррористический комитет

Официальный сайт республиканского общественного объединения

110

Телефон Антитеррористической службы

В приоритете – светские принципы

Астана. 24 ноября. Утвержденная летом нынешнего года Концепция государственной политики в религиозной сфере РК на 2017-2020 годы стала основой для совершенствования системы нормативных правовых актов и управленческих мер по регулированию этой сферы в стране.

Эти меры, в свою очередь, призваны закрепить приоритет национального законодательства перед религиозными нормами и требованиями.
Речь идет не о кардинальном изменении подходов к регулированию религиозной сферы, а о точечных корректировках действующего законодательства в области государственно-конфессиональных отношений.
– Конституция Казахстана устанавливает свободу совести и вероисповедания, то есть толерантное отношение ко всем религиям, – говорит ученый-конституционалист, доктор юридических наук Эркин Дуйсенов. – В ней записано, что каждый гражданин вправе сам решать, стоит ли ему указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность.

И, соответственно, каждый человек, который живет на территории нашей страны, имеет право отправлять религиозные обряды. Однако в Основном законе есть оговорка: осуществление права на свободу совести не должно обуславливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права, а также обязанности перед государством. Поэтому вполне естественно, что такие регуляторы общественных отношений, как право и религия, должны каким-то образом соотноситься.
– А как это происходит на практике?
– Существование позитивного права, а иначе говоря, права, устанавливаемого государством в виде Конституции и базирующихся на ней законов и других нормативно-правовых актов, означает, что вся жизнедеятельность общества регулируется нормами права, но не религиозными нормами. А вот если обратиться к опыту многих стран исламского мира, то там позитивного права не существует. Основным законом в ряде таких стран является Коран. Исходя из этого, и правосудие, и деятельность граждан и общества в целом регулируются там религиозными нормами.

– Казахстан считается наиболее толерантным в отношении разных религий государством. Чем это можно объяснить?
– На мой взгляд, отношение казахов к вопросам религии во многом обусловлено кочевым образом жизни. Фанатизм при отправлении религиозных обрядов в условиях постоянных кочевок создавал бы серьезные неудобства, а уединенный образ жизни, который вели казахи-скотоводы в зимние месяцы, располагал к необычайному гостеприимству: кочевник был рад любому гостю, появившемуся на пороге его юрты, какую бы веру тот ни исповедовал.
Если же обратиться к современному положению, то наша Конституция не случайно устанавливает определенные ограничения. Те экстремистские течения, которые, к сожалению, сегодня имеют место быть в том числе и в Казахстане, нацелены на подрыв светских устоев общества и государства. Поэтому в нашей стране запрещается создание политических партий на религиозной основе. Но в то же время, повторюсь, у нас законодательно закреплена свобода совести, вероисповедания. Конституция толерантно относится к отправлению религиозных обрядов – при условии, что оно не будет нарушать права и законные интересы граждан и общества в целом.

– Имеет ли под собой законную основу запрет на чтение намаза в органах государственной власти? Или, к примеру, насколько обоснованны требования некоторых госслужащих, соблюдающих пост, сократить в этот период продолжительность рабочего дня? 
– Разумеется, упомянутый вами запрет основан на нормах закона, а сокращение продолжительности рабочего дня для тех, кто держит ораза, поставит их в неравные с остальными госслужащими условия. Человек, который поступает на госслужбу, добровольно принимает на себя определенные ограничения. Иначе говоря, если для него рабочее время установлено с 9 утра до 6 вечера, то в это время он должен исполнять свои служебные обязанности, а не отправлять религиозные обряды.
Говоря о соотношении права и религии, необходимо также отметить, что государство не вмешивается в дела религиозных организаций, но оно не может быть терпимым к каким бы то ни было нарушениям прав других граждан. Его уполномоченный орган просто обязан если не контролировать, то координировать деятельность религиозных конфессий, с тем, чтобы при этом не страдали интересы других людей и чтобы не создавалась почва для разжигания вражды между представителями разных конфессий и этносов, между верующими и неверующими.
В современном мире большинство военных конфликтов имеют межрелигиозную подоплеку. Поэтому я считаю, что правовая система как основной регулятор общественных отношений должна создавать такие условия, когда религиозные организации будут функционировать, но строго в рамках, установленных государством, то есть позитивным правом. Прежде всего – Конституцией. Ведь именно на ее основе принимаются все другие законы и подзаконные нормативно-правовые акты, которые более детально регламентируют создание, организацию и функционирование религиозных организаций.
В тех странах исламского мира, где основным законом является Коран, поведение людей в обществе и даже отправление правосудия регламентируются нормами шариата – свода мусульманских религиозных, юридических и бытовых правил. Что касается Казахстана, то кто-то, возможно, и вынашивает планы превратить наше государство в религиозное. К примеру, движение ИГИЛ, ведущее боевые действия на территории Ирака и Сирии, одержимо идеей создания единого халифата, полагая, что наша страна тоже должна быть в его составе. Но если мы говорим, что Казахстан является светским государством, то, повторюсь, и отправление правосудия должно осуществляться исключительно на нормах позитивного, исходящего от государства, права. Деятельность иностранных религиозных объединений в нашей республике, а также назначение их руководителей зарубежными центрами осуществляется по согласованию с соответствующими государственными органами РК. Любая организация, тем более создаваемая на религиозной основе, должна пройти обязательную регистрацию в уполномоченном госоргане.
Иначе говоря, государство, уважительно относясь к любой конфессии, в то же время должно контролировать деятельность религиозных организаций и духовенства в том числе. Граждане при этом должны четко знать свои конституционные права и обязанности, нести юридическую ответственность перед страной, государством и обществом в целом.

P.S.

Практически одновременно с принятием Концепции государственной политики в религиозной сфере президент Казахстана учредил премию, поощряющую межконфессиональный диалог. Она называется Астанинской премией и будет вручаться религиозным деятелям и гражданским активистам. Это означает, что Казахстан, несмотря на все угрозы, существующие в современном мире, не отказывается от принятой на себя миссии координатора глобального межрелигиозного диалога. К тому же в следующем году планируется проведение в Астане очередного (всего их было пять) съезда лидеров мировых и традиционных религий.

Автор: Сара САДЫК

Источник: Central Asia Monitor

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: