Мосул. 19 апреля. По мере усиления обстрела в Мосуле в рядах «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ, запрещена в Казахстане) возникают новые течения, сообщили иракские наблюдатели и эксперты в интервью.
По их словам, ряд боевиков ИГИЛ перестали поддерживать лидера группировки Абу Бакра аль-Багдади и присоединились к «Аль-Каиде» и другим вооруженным группировкам, проповедующим аналогичную экстремистскую идеологию.
Эти события иллюстрируют еще один принцип разделения, не имеющий отношения к внутренним делам группировки и борьбе за «военные трофеи», считают эксперты.
Они скорее указывают на отсутствие лояльности аль-Багдади и присяге ИГИЛ о верности до самого конца, принятой в момент вступления в ряды этой группировки.
Напряжение внутри группировки концентрируется, в основном, в г. Талль-Афар, к западу от Мосула, и в г. Хавиджа провинции Киркук, оба из которых все еще находятся под контролем ИГИЛ, сообщил представитель по связям с общественностью Демократической партии Курдистана Саид Мамузини.
«За последние дни в этих двух городах, а также в районе 17 Тамуза (западный Мосул) наблюдалось множество случаев дезертирства среди членов ИГИЛ. Возможно, число боевиков, покидающих группировку, исчисляется сотнями», – сказал он в интервью Diyaruna.
«Большинство диссидентов – это иностранные наемники, отказавшиеся поддерживать аль-Багдади и принесшие присягу «Аль-Каиде» и другим террористическим группировкам», – говорит он.
Недоверие к лидерам
Эти перебежки связаны с тем, что многие члены ИГИЛ в настоящее время считают аль-Багдади не «истинным лидером», а «трусом, боящимся смерти», сказал Мамузини, ссылаясь на местные источники.
По его словам, «отдаленность аль-Багдади от своих бойцов на поле боя и его полная неспособность руководить военными действиями, в сочетании с сомнениями в его личности в связи с тем, что он прекратил публичные выступления», являются факторами, определяющими нынешнюю ситуацию.
«Эти новые расколы являются последними в серии конфликтов в рядах группировки, связанных преимущественно с недовольством привычкой аль-Багдади принимать решения в одностороннем порядке и полным контролем денежных средств группировки с его стороны», – добавил он.
Перебежки или «отказ от принятой присяги» придают этому конфликту еще более важное значение, сказал Мамузини, отмечая при этом, что ИГИЛ не выказывает должного уважения к своей родительской организации «Аль-Каида» и к другим экстремистским группировкам.
Аль-Багдади неоднократно делал публичные нападки на лидера «Аль-Каиды» Аймана аль-Завахири, обвиняя его в том, что он свернул с пути своего предшественника Усамы бен Ладена.
В некоторых своих выступлениях аль-Завахири, в свою очередь, продемонстрировал острую критику в адрес своего противника, называя присвоенный им титул «халифа» недействительным.
Усиление конфликта среди экстремистов
Постоянная словесная война между лидерами ИГИЛ и «Аль-Каиды» явно свидетельствует о наличии конфликта между ними, по мере того, что каждая группировка одновременно пытается решать такие внешние проблемы, как вербовка и удержание боевиков.
Иракский парламентарий Искандар Витвит, являющийся членом парламентского комитета по вопросам безопасности и обороны, заявил, что это разделение «серьезно подрывает основание ИГИЛ и его стратегию долговременного существования и отделяет его от других аналогичных террористических группировок».
ИГИЛ находится на пути к «дезинтеграции» в результате потерь, которые оно понесла в Мосуле, сказал он в интервью Diyaruna.
«Эта дезинтеграция неизбежна», – сказал он, имея в виду рост недовольства руководством аль-Багдади среди боевиков ИГИЛ, связанный с ощущением того, что лидеры покинули их.
Чем больше потерь несет ИГИЛ, тем более загнанными в угол ощущают себя боевики, сказал Витвит, добавив при этом, что «теперь им ничего не остается, как переметнуться на сторону «Аль-Каиды» и других связанных с ней группировок, чтобы найти выход из сложившейся ситуации».
Источник: «Каравансарай»