АСТАНА, 18 июля. События 18 июля 2016 года шокировали всю страну. Неуправляемый террорист расстреливал полицейских, словно в тире. Корреспондент Sputnik Казахстан Александр Мироглов вспоминает тот страшный день.
Такой жестокой бойни на улицах крупнейшего мегаполиса страны не ожидал никто. 18 июля 2016-го Руслан Кулекбаев не стрелял по гражданским. Раздражителем для него была форма. А значит, «воевать» он шел не с людьми, а с государством: его укладом, правилами жизни и законами.
«Бегает с автоматом и стреляет по полицейским»
Утро в офисе. Очень хотелось спать, но нужно было «отписать» ночные аварии и задержания в Алматы. Работа ползла черепахой, а в мыслях только и были подушка и забвение до утра следующего дня.
«Отрезвил» звонок коллеги: «Саш, а что там возле Никольского базара происходит?». «Что?» — лениво поинтересовался я. «Там мужик какой-то ходит и полицейских из автомата расстреливает. Минут 20 уже».
Пелену сна словно сорвало, прочь вышвырнуло. Хотя и поверить в такое было практически невозможно.
Главный редактор (на тот момент) одного из крупных печатных изданий страны явно не шутил. Но в голове крутилось: мало ли, может быть, преувеличил или вовсе привиделось.
Собравшись с мыслями, «пролетаю» периметр офиса, «срезав» водителя на пути к чайнику.
— Поехали, Паш…
— Куда?
— На Никольский. Там мужик с автоматом. Стреляет.
Уже в пути к месту предполагаемого происшествия наперебой звонили коллеги и знакомые. Вопрос один: «Что происходит?». Да я-то откуда знаю? Сложно сложить картину в голове из отрывистых сообщений и телефонных звонков.
«Мертвое» место у Алмалинского УВД
Улица Карасай батыра словно вымерла. Хаотично разбросанные патрульные авто рядом с управлением внутренних дел Алмалинского района были пусты. Почти не было и гражданских машин. В гамаках кого-то несли в кареты скорой помощи.
Фотоаппарат страшно было доставать: вдруг примут за оружие. Стоявший ко мне спиной в оцеплении полицейский нервно теребил цевье автомата. Но мгновенье спустя, увидев меня и объектив, вновь отвернулся. Это был тот редкий случай, когда патрульным было не до того, чтобы гнать прессу в шею.
Что произошло в Алмалинском УВД, станет ясно позже, из официальных сообщений пресс-службы. Теперь же рация патрульно-постового захлебывалась от охрипшего голоса оперативного дежурного департамента внутренних дел Алматы, который требовал немедленного прибытия свободных экипажей к зданию городского ДКНБ. Там преступник расстрелял дежуривший патруль
У патрульных, сидевших в машине и не ожидавших нападения, шансов выжить не было. Кулекбаев расстрелял их в упор.
Алматинцы напуганы потоком фейков в мессенджерах
Об ужасных событиях горожане узнали через мессенджеры. Каждое новое сообщение было страшнее предыдущего. При этом учитывая то, что реальные события происходили практически у меня на глазах, а домыслы и фейки долетали каждую секунду, я и сам запаниковал: домочадцы получили «приказ» — из квартиры не выходить, пока все не устаканится.
— 598-й (позывной не точный, прошло много времени), срочно проверьте информацию. Со стороны микрорайона Жулдыз в город движется группа людей в количестве около ста человек, внешне напоминающих экстремистов, — вещал полицейский эфир.
— Есть! – под завывание сирены отвечает командир экипажа.
Не подтвердилось. Зато стало известно: один из поездов остановился, немного не доехав до вокзала «Алматы-1», и высадил пассажиров там — ведь поступило сообщение о том, что вокзал заминирован.
Кто распространял слухи о заложниках и боевиках в Алматы
В этот день Руслану Кулекбаеву удалось напугать всех. Алматы прежде не видел такой дерзости и жестокости и не был готов адекватно противостоять бандиту.
Кулекбаев, словно призрак, исчезал и появлялся неожиданно для всех.
После бойни у здания ДКНБ Алматы Кулекбаев скрылся и дальнейшие события с его участием развивались в районе площади «Астана», у здания КБТУ (Казахстанско-Британский технический университет). Уже позже станет известно, что в короткий промежуток времени он расстрелял еще один патруль, ранил гражданского и застрелил сотрудника пограничной службы, пытаясь захватить его авто.
Сколько радикалов сидит в тюрьмах Казахстана
На парковке университета было многолюдно. Гражданские пытались спасти еще живых, истекающих кровью полицейских. Между фонтанов и деревьев в сквере короткими перебежками передвигались люди в форме и бронежилетах. Прохожие, вместо того чтобы как можно дальше уйти от эпицентра событий, останавливались и пытались выяснить друг у друга, что происходит. Каждый, кто видел хоть что-то, не скрывая эмоций, делился этим с остальными. Происходящее было похоже на кино — страшное и стремительно развивающееся.
У Казахконцерта мы столкнулись с коллегой. Его внешний вид — высокий рост, азиатское лицо и окладистая борода — особенно притягивали взгляды окружающих. В свете происходящих событий он больше других соответствовал представлению о внешности «радикала».
Внимание на него, снимающего видео на мобильный телефон, обратил и полицейский, пробегавший мимо. На его требование предъявить документы коллега ответить ничего не смог. Услышав выстрелы, в попытках разобраться в происходящем он выбежал из редакции, которая находилась рядом, забыв и фотоаппарат, и журналистское удостоверение. Благо, наших с коллегами слов и предъявленных служебных «корочек» стражу порядка оказалось достаточно для того, чтобы поверить, что перед ним обычный гражданин, а не террорист.
Боятся быть стукачами — у казахстанцев не сформирована активная гражданская позиция
Этот эпизод хорошо демонстрирует то эмоциональное напряжение, которое царило в городе.
Кто остановил Руслана Кулекбаева
Следующей жертвой преступника стал постовой департамента госдоходов Алматы. Аян Галиев услышал выстрелы, заметил на улице панику и выбежал из здания. Тут он и столкнулся с «алматинским стрелком» лицом к лицу. Дуэль была скоротечной. Оба ее участника получили ранения. Кулекбаева, наконец, задержали. Спустя некоторое время городские власти сообщили о том, что герой дня Аян Галиев от полученного ранения скончался в больнице.
Как Кулекбаев отбывает наказание в «Черном беркуте»
Истерия и паника, которую посеял Кулекбаев, продолжалась в Алматы еще долго. Сообщения о заминированном вокзале, захвате заложников в крупном торговом центре, об обнаружении странных пакетов и коробок с возможными бомбами поступали на пульт 102 ежечасно. И проверялись очень тщательно. Не верить возможной опасности уже было нельзя. Кулекбаев доказал, что она может «караулить» за любым углом.
Новые подробности теракта в Актобе
Жертв могло быть меньше, будь полицейские уверены в своих полномочиях.
Почему полиция не использует табельное оружие
Атаку Кулекбаева на крупнейший город страны обсуждали еще долго. В памяти были свежи воспоминания об актюбинском теракте, произошедшем за месяц с небольшим до этого, где действовала группа террористов.
Оценки обывателями действий полиции в каждом из этих случаев были похожи одна на другую. «Как они нас защитят, если себя не могут?» — задавались вопросом люди. А значит главная задача «алматинского стрелка» была достигнута: он сумел посеять неверие в силу полицейской системы в сердцах и душах простых граждан.
Никто тогда и не задумался, что ситуация стала возможной потому, что несколько лет до этого события, в погоне за «галочками» по выявлению оборотней в погонах, в стране прошел ряд судебных процессов над полицейскими, которые, исполняя свой служебный долг, были обвинены и осуждены, как творившие форменный беспредел.
Не берусь говорить, что в каждом из случаев люди в погонах были невиновны, но в нескольких из них, которые довелось освещать мне, карьера и жизнь как оперативников «уголовки», так и простых постовых, действовавших в экстремальной ситуации по существующему уставу, в рамках закона, были без сожаления брошены на жертвенник законодательства. Просто, так было нужно, чтобы показать нетерпимость власти к полицейскому произволу. В те годы спецпрокуроры по всей стране «шили» похожие дела пачками.
Что ожидает вернувшихся в Казахстан террористов
В 2014-2015 годах, выходя на отработки с полицейскими, мне не раз доводилось становиться свидетелем того, как, заступая на дежурство, получив перед этим табельное оружие, его бережно убирали в бардачок автомашины, а в кобуру вкладывали травматический «Макаров». На вопрос «Зачем?» отвечали просто: «Прав, не прав – застрелишь – посадят. А так, если выживет, может, и пронесет».
Жертвы «алматинского стрелка»
Сегодняшняя дата будет важной для каждого полицейского страны. Погибших, некоторым из которых не было на момент теракта и тридцати, вспомнят и в Астане, и в Алматы, и в Семее, и даже в далеком Актау.
Что сказал Кулекбаев в последнем слове в суде
Капитан Бауыржан Нурмаханбетов, лейтенанты Тимур Бегасилов и Мейрамбек Рахматуллаев, старшина Аян Галиев, старший сержант Серик Абильдаев, полковник в отставке Гани Нуриманов, младшие сержанты Жалгас Кельдыбаев и Максат Салимбаев — это погибшие от рук террориста полицейские. Нурмаханбетова и Нуриманова я знал лично – нас сталкивала моя журналистская судьба. Когда я узнал, что они погибли, вдруг осознал, насколько страшна террористическая угроза и как она с легкостью может коснуться каждого из нас. Я провожал моих знакомых в последний путь. И не мог поверить в это. До сих пор верится с трудом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Источник: sputniknews.kz