АСТАНА, 19 ноября. Почему устои светской морали и гражданской ответственности не работают для тех, кто называет себя религиозными людьми? Разве религия призывает к неповиновению, к конфронтации, к нежеланию слышать других? Скорее всего, к этому ведут псевдорелигии и их реальные или мифологизированные лидеры, считает президент Информационно-консультативной группы «Перспектива» Елена Бурова, сообщает Zakon.kz.
В условиях суверенного развития в нашем обществе сформировалось мировоззренческое разнообразие, активизировались поиски религиозной идентичности. Процессы религиозности обрели динамизм, масштабность. Религиозное поле в Казахстане представлено как зарегистрированными 3 679 религиозными организациями, представляющими 18 конфессий, так и скрытыми от учета религиозными группами с немалым числом участников, которые создают свои сети, привносят в общество специфическую субкультуру, влияющую на социализацию детей и подростков, причем, не только на тех, чьи родители являются последователями нетрадиционных религиозных течений, но также и на все общество, рассказывает Елена Бурова.
«Все чаще фиксируются отказы некоторых учащихся исполнять гимн в учебных заведениях, родители настаивают перед администраторами школ на право игнорировать школьную форму, принуждают детей и подростков не участвовать в социальных коммуникациях по месту учебы, изолируют их от светского контекста жизни общества, формируют нежелание нести гражданские обязанности по службе в армии и другие», — отметила эксперт. — «И это только видимая часть явного, демонстративного отказа от норм и традиций, которые воспроизводятся в светском государстве и обязательны для каждого гражданина.»
Формирование культуры неучастия молодежи в жизни общества и государства закладывает основы для устойчивого гражданского неповиновения в будущей жизни, потому что связано с алгоритмами формирования протестного поведения, направлено на отторжение социальной среды, сфокусировано в той или иной степени на конфронтацию с обществом. Все это противоречит традиционным ценностям единства, согласия, разделенной судьбы (вспомним историю совместного преодоления трудностей, через которые прошли старшие поколения), которые и проявляют специфику общенациональной казахстанской духовности. В ней – и бережное отношение к иноверию, и отсутствие любой неприязни, и стремление к единению и поддержке и в радости, и в сложные времена.
В Казахстане в разные этапы развития государственности никогда не было укрытости, благодаря менталитету, традициям, культуре казахского народа и всех этносов, которые обрели на казахстанской земле Отечество. Именно поэтому все, что в наши дни связано с намерениями, попытками, призывами неповиновения сложившемуся социокультурному укладу, политическому устройству, взаимодействию между религиями, культурами, этносами, социальными группами, просто людьми рассматривается как аномальное, чужеродное, привнесенное извне.
Логично появляются вопросы о том, кто в этом заинтересован, кому выгодно формировать противостояние между различными и многообразными группами казахстанцев?
Почему устои светской морали и гражданской ответственности не работают для тех, кто называет себя религиозными людьми? Разве религия призывает к неповиновению, к конфронтации, к нежеланию слышать других? Скорее всего, к этому ведут псевдорелигии и их реальные или мифологизированные лидеры, говорит Елена Бурова.
Общеизвестно, что нормативную сферу жизни общества поддерживают не только мораль, но и право. Именно поэтому знание норм правовой ответственности за экстремизацию поведения и становится задачей разъяснительной и информационной работы с населением. Сейчас актуально представить широким массам казахстанскую модель светскости. Она объединяет и верующих, и неверующих на основе общих казахстанских ценностей, которые направлены на созидательный труд, на интеллектуальное развитие, на предоставление нашей молодежи доступа к разностороннему образованию, на создание условий для должной социализации детей и подростков вне зависимости от материального или религиозного статуса их родителей. С этой целью всем участникам раздаются информационно-разъяснительные материалы, в этом году – брошюра «Казахстан – светское государство», лифлеты и СD c презентацией на казахском и русском языках.
Одним из индикаторов действенности информационно-разъяснительной работы, проводимой в стране, становятся массовые опросы населения, которые указывают, с одной стороны, на потребность населения в такой работе, причем, в разных форматах.
Какие меры по повышению религиозной грамотности и просвещения населения в вопросах предупреждения политического использования религии наиболее эффективны? (%)
А с другой стороны, называют факторы, которые могут повлиять на рост экстремизации. В числе значимых факторов – отсутствие у населения знаний о юридической ответственности за экстремизм и терроризм.
Что может повлиять на активность экстремистских течений религиозного толка в Казахстане? (%)
Очевидно, что практика широкого фронта информационно-разъяснительной работы актуальна, востребована и необходима в казахстанском обществе. Партнёрство государственных органов и НПО в этой совместной деятельности удачно сочетает линию государственной политики с интересами формирующегося гражданского общества.
Наша справка
На начало 2018 года в Казахстане работали 1 республиканская и 249 региональных информационно-разъяснительных групп по вопросам религий. С их участием проведено более 35 тысяч различных мероприятий с охватом 2 млн 500 тысяч человек. Для членов групп разработано более 50 методических материалов, проведено обучение 3 тысяч лекторов.