Астана. 23 июня. После распада Советского Союза в нашей независимой стране атеизм перестал быть частью государственной идеологии. В многонациональном обществе, особенно среди молодежи, появился интерес к религиозным ценностям. Если проанализировать развитие религиозности среди казахстанской молодежи, то можно увидеть, что показатель растет не только за счет «естественной потребности в духовном самоопределении», но и за счет активной деятельности псевдорелигиозных организаций, которые реализуют свои корыстные цели. Также можно заметить, что вера в большинстве своем неглубокая и воспринимается чаще всего как нечто данное, не требующее самостоятельного поиска, и для многих вера принимается как дань традиции, культуре, или даже моде. Не получив знаний о религии, молодежь, будучи излюбленной аудиторией миссионеров, не может защитить себя перед лицом новоявленных псевдорелигиозных «гуру», которые в свою очередь пользуются пробелами в знаниях молодых казахстанцев и навязывают свои ценности.
С одной стороны, казалось бы, поверхностный интерес некоторого слоя молодого населения к религии снижает возможность быстрого распространения радикальных течений и вероятность оказания влияния данных групп на ситуацию в регионах и стране, но опыт других стран показывает, что радикалы находят различные изощренные пути и каналы вербовки. С другой стороны, низкая роль религии в жизни казахстанцев может иметь негативные последствия, так как слабый интерес ведет к слабой информированности и незнанию.
Так в чем же заключается суть религиозной грамотности? Религии всегда определяли и сейчас во многом определяют своеобразное лицо той или иной страны или конкретного народа. Поэтому без знаний о религиях людям трудно разобраться в сути мировых и региональных политических процессов, в современных конфликтах и войнах. Ведь история ясно показывает, что игнорирование людьми религиозных факторов приводит к тяжелым последствиям, которые приходится исправлять не одному поколению.
Религиозная грамотность молодых людей помогает раскрытию личностных качеств, формированию толерантного гражданина, и это является не только важнейшим фактором для межрелигиозного диалога, но и ключом к решению многих серьезных проблем в сфере религии. В толерантном обществе нет места противоречиям и конфликтам между людьми разных национальностей и вероисповеданий.
Религиозная грамотность, светская образованность и развитое национальное самосознание — три кита идейной борьбы с религиозным экстремизмом и радикализмом. И, конечно же, эти процессы не остаются без внимания государства. Так как, формирование духовности, воспитание казахстанского патриотизма должно стать первостепенной задачей, которую необходимо решать именно сегодня.
Залима Орынбасар
Специалист РОО «Контртеррористический комитет»