Астана. 5 апреля. РОО «Контртеррористический комитет» создал серию онлайн интервью с представителями соответствующих государственных структур по профилактике экстремизма и терроризма в Республике Казахстан, в рамках проекта «Организация службы по информационной работе в сфере религии» при поддержке НАО «Центр поддержки гражданских инициатив».
И в данном онлайн-интервью Директор ОЮЛ «Ассоциация центров исследования религий», магистр социальных наук по специальности «Религиоведение», судебный эксперт, консультант по противодействию социально-психологическому манипулированию сознанием в деструктивных и радикальных группах, журналист, общественный деятель, член Ассамблеи народа Казахстана — Юлия Олеговна Денисенко подробно рассказала об условиях и методах вербовки в деструктивных религиозных течениях и ключевые моменты реабилитации бывших адептов:
«Психологи выделяют несколько типов культовых организаций: политические (к которым, как раз-таки, относятся экстремистские и террористические группы), духовные, психологические, коммерческие.
Сегодня мы видим, что духовное поле или духовный рынок (если говорить утрированно) разделен по сферам деятельности. Каждый «гуру» курирует свой электорат или своих клиентов.
Первое условие вербовки – это как раз-таки, чтобы предложение культа соответствовало запросу неофита (новообращённый – прим. ред.). Если Вы хотите денег, к Вам придут под видом коммерческого культа, коммерческой организации, которая будет обещать Вам именно материальное обогащение; хотите личного роста – придут психологические культы; хотите высказать свою негативную позицию по отношению к власти, искать справедливости – придут экстремисты, террористы или того хуже и т.д.
Вторым главным условием при вербовке является стрессовое состояние. И чем выше стресс, тем вероятнее возможность того, что Вас легче будет привлечь к деятельности подобной организации. А стрессовых состояний, как известно, нам всем хватает. Это могут быть и трагедии связанные с последствиями гибели близких и т.д.
Казалось бы, человек, находящийся под тотальным или практически тотальным контролем группы или лидеров группы, должен чувствовать себя дискомфортно. Нет, он чувствует себя прекрасно, потому что за него в деструктивной группе решают буквально всё: что сказать, с кем общаться, куда пойти, как думать, какие эмоции испытывать, что одеть, как говорить и т.д. Абсолютно все сферы деятельности человека, все его социальные роли контролируются группой. Это очень удобно, потому что человек фактически перестает нести ответственность за свои поступки, за свою жизнь, он полностью передает это на аутсорсинг (использование для своих целей чужих ресурсов — прим. ред.) лидерам группы.
Человек, долгое время находящийся в деструктивной группе фактически перестает мыслить. Все его мыслительные функции отключаются за ненадобностью. Опять же, потому что все решения принимает за него группа, принципы которой приняты в ней, моральные или какие-либо еще установки. Но ошибочно полагать, что контроль сознания бывает тотальным. Всегда есть некая «форточка», куда Вы можете вывести своего близкого, за исключением определенных случаев, конечно. И этой «форточкой» может послужить любовь близких, понимание и поддержка. Человека можно вывести и привести назад только в тот дом, где его любят, ценят, где его ждут. В противном случае, реабилитацию проводить бесполезно.
Конечно, человек не приходит в эти организации сам, дорогу туда показывают опытные вербовщики или рекруты, которые все как один пользуются различными психологическими манипулятивными техниками для того, чтобы достичь сначала контакта с неофитом, достичь понимания с ним, и затем вовлечь в свою организацию. В организации существуют несколько схем для контроля сознания человека. Самая простая – это контролировать информацию, поступающую извне, контролировать общение человека, поведение с помощью системы запретов и его мыслительную деятельность».