Терроризмге қарсы комитет

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ҚОҒАМДЫҚ БІРЛЕСТІГІНІҢ РЕСМИ САЙТЫ

Контртеррористический комитет

Официальный сайт республиканского общественного объединения

110

Телефон Антитеррористической службы

Влияние деструктивных религиозных идей идет на спад

Астана. 11 июня. Почти год назад в Казахстане была утверждена Концепция государственной политики в религиозной сфере, рассчитанная на ближайшее пятилетие. В этой связи мы решили провести небольшой промежуточный анализ того, что было сделано за минувший период.

Важно понимать, что концепция – это своеобразная система взглядов на отношения государства и религии. Строится она на трех главных задачах: первая – совершенствование законодательства в религиозной сфере, вторая – укрепление светских принципов развития государства, и третья – общегосударственная система противодействия идеологии религиозного экстремизма и нейтрализация деятельности деструктивных течений.

Что касается реализации первой задачи, то буквально на днях мажилис парламента РК на пленарном заседании одобрил во втором, окончательном чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений». Как известно, идеологическую основу этого документа составила как раз таки Концепция государственной политики в религиозной сфере.

Данный законопро­ект предусматривает 53 изменения и дополнения в 12 законодательных актах (3 кодекса и 9 за­конов). Его целью явля­ется совершенствование государственно-конфес­сиональных отношений, конкретизация прав и обязанностей субъектов религиозной деятель­ности, а также регулиро­вание религиозной сфе­ры.

В целом вносимые изменения по смыслу и содержанию можно разделить следующим образом: поправки, на­правленные на обеспече­ние верховенства прин­ ципов светских основ государства, недопуще­ние распространения в обществе идеологии ре­лигиозного радикализма и экстремизма; поправки по определению компе­тенции государствен­ных органов; поправки по определению ответ­ственности и гуманиза­ции административного законодательства.

В процессе подго­товки документа были изучены мнения и пред­ложения самих граждан, представителей непра­вительственных органи­заций, религиозных объ­единений, государствен­ных органов и эксперт­ного сообщества, а также учтен международный опыт. Такое широкое обсуждения позволило найти консенсус по мно­гим спорным вопросам, в том числе по ношению религиозной одежды в государственных уч­реждениях, особенно в школах.

Инициаторам этой непростой дискус­сии все-таки удалось до­нести до большей части населения, что никаб, чадра, паранджа, бала­ клава и даже хиджаб, не являются типичными или исторически тради­ционными для жителей нашей республики.

Бо­лее того, в таких одея­ниях (за исключением хиджабов) невозможно идентифицировать лич­ность. Как отмечают экс­перты, наши граждане стали понимать и объ­яснять своим детям, что нельзя бездумно копи­ровать традиции чужих стран, когда у нас есть свои собственные.

Это не только тянет обще­ство в средневековье, но и создает серьезные угрозы общественной стабильности и безопас­ности казахстанцев. И вполне закономерно, что государство стремится оперативно реагировать на вызовы времени и принимать надлежащие контрмеры.

Такая же активная разъяснительная работа ведется в двух других на­правлениях Концепции. Причем она выстроена таким образом, что го­ сударство по-прежнему не вмешивается в кано­нические и культовые вопросы духовенства, что является одним из главных принципов светскости.

Самое главное в этой деятельности, по словам специалистов, то, что все меры по идеологическо­му и информационному противодействию де­структивным религи­озным течениям пред­ принимаются сообща.

К примеру, была создана специальная Межве­домственная комиссия при правительстве, ко­торой удалось усилить безопасность вокруг культовых учреждений и выстроить постоянный мониторинг каналов рас­пространения религиоз­ных материалов.

Кроме того, с августа прошлого года Мини­стерство по делам ре­лигий и гражданского общества совместно с Генеральной прокура­турой и Министерством информации и коммуни­ каций реализуют проект «Кибернадзор», в рамках которого, помимо мони­торинга интернет-ресур­сов, проводится религи­оведческая экспертиза книжной и печатной продукции.

Важно также напом­нить о совместной рабо­те МДРГ с Министер­ством внутренних дел, благодаря которой была создана специальная служба реабилитации осужденных за престу­пления экстремистско­го и террористическо­го характера на основе проектного подхода к работе с группами риска.

Основным его партне­ром в этом направлении стал Информационно-разъяснительный и ре­абилитационный центр «Акниет» , который проводит работу среди осужденных за религи­озный экстремизм и с членами их семей.

Всего по стране сей­час действуют 250 спе­циальных информаци­онно-разъяснительных групп, объединяющих более 3,5 тысячи чело­век. За прошедший пе­риод они провели более 17 тысяч мероприятий с охватом в несколько миллионов граждан.

Отдельно стоит ска­зать о полноценных службах психологи­ческой реабилитации, которые действуют в сложных регионах стра­ны. Их работники про­водят личные встречи с лидерами и активистами деструктивных течений. Кроме того, они органи­зуют лекции и семинары для правоохранитель­ных органов и акиматов.

Это, в частности, такие организации, как «На­сихат» в Акмолинской области, «Ансар» в Ак­тюбинской, «Шапағат» в Атырауской, «Нұрлы Білім» в Карагандин­ской и другие.

В результате этих мер в 2017 году, по не­которым данным, 125 казахстанцев вернулись из сирийско-иракской зоны, 57 из них были осуждены. Кроме того, были сорваны или бло­кированы намерения 91 гражданина РК к выезду за границу для участия в боевых действиях на стороне международных террористических орга­низаций.

В целом, как счита­ют эксперты, благодаря этим и другим меропри­ятиям, реализованным в сотрудничестве госу­дарственных органов, неправительственных организаций и религи­озных объединений вли­яние деструктивных ре­лигиозных идей в стране постепенно снижается.

Конечно, еще многое предстоит сделать, но главное, что работа в этих направлениях на­чалась и уже четко вы­строена как в законода­тельном плане, так и в практическом.

Автор: Светлана Борисова

Источник: Central Asia Monitor

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: