АСТАНА, 18 октября.В стране существует кризис коммуникаций. Он ярко проявился во время террористических угроз и дает знать о себе сейчас. Исследование Анны Гусаровой, директора Центральноазиатского института стратегических исследований опубликовал сайт 365 Info.
В случае террористического акта одна из самых важных задач, которую должны выполнять власти, это предоставить гражданам достоверную информацию о том, что произошло и что делать, а также разъяснить, как они могут защитить себя и свои семьи. В таких ситуациях люди должны видеть, что делает правительство и как реагирует на атаку.
Нельзя не учитывать эмоциональный фактор
«Старая русская пословица гласит: «Умные учатся на чужих ошибках, а дураки на своих». И вряд ли можно не согласиться с тем, что правительство должно быть готово решать свои проблемы безопасности — в частности, террористические атаки — любыми средствами.Однако поскольку цель терроризма — подорвать стабильность и посеять страх, нельзя пренебрегать психологическими и эмоциональными компонентами. Это означает, что правительство должно коммуницировать с общественностью, чтобы лучше реагировать в случае чрезвычайной ситуации наряду со специальными операциями и другими необходимыми видами деятельности», — говорит Гусарова.
Неидеальный опыт Норвегии
Гусарова приводит в пример кризисные коммуникации Норвегии, когда в 2011 году там произошел теракт. Тогда нападение случилось в тот момент, когда большинство представителей Секретариата по вопросам кризисных коммуникаций находились в отпуске.Это привело к ряду проблем: отсутствию доступа к веб-сайту, трудностям в публикации статей и релизов и использованию внутренней сети. Люди действовали «по памяти».
Основной проблемой норвежских кризисных координаторов было отсутствие информации от экстренных служб,в частности полиции и национального правительства. Норвежская полиция не смогла коммуницировать посредством социальных медиа и очень поздно обнародовала информацию. Другие проблемы включали
- устаревшие планы,
- потребность в дополнительном персонале,
- отсутствие координации со стороны центрального полицейского управления.
Те же проблемы в Казахстане
Как отмечает Гусарова, во время терактов в Актобе и Алматы 2016 года Казахстан столкнулся с теми же проблемами, что и норвежцы в 2011 году.
«Однако в этих ситуациях есть и отличия. Коммуникации с обществом в Казахстане не рассматриваются как неотъемлемая часть стратегии национальной безопасности, включая усилия по борьбе с терроризмом. В результате не были созданы конкретные институты, отсутствуют профессионалы в области коммуникаций в профильных государственных учреждениях (МВД и КНБ) по всей стране и на местах»,— отмечает эксперт.
Почему коммуникации не выстроились?
В целом, по ее словам, важно понимать несколько моментов:
«Во-первых, чрезвычайно сложно выстраивать коммуникации в борьбе с терроризмом в недемократических обществах. Где нормальное ежедневное общение между госучреждениями и общественностью минимальное или фиктивное. Отсутствие доверия между общественностью и органами безопасности также создает большую проблему в построении этих отношений. А недоверие к СМИ и отсутствие альтернативных независимых медиа делает эту задачу еще более проблематичной»,— замечает Анна Гусарова.
Люди не доверяли, но ждали
Она отмечает, что по результатам недавно проведенного исследования «Коммуникации в противодействии терроризму в Казахстане: Важность кризисных коммуникаций между государственными служащими и гражданами в борьбе с терроризмом», не доверяют правоохранительным органам и комитету национальной безопасности 70% населения.
Однако важно, что несмотря на недоверие силовым структурам, во время антитеррористических операций люди все же следили за официальной информацией этих ведомств.55% респондентов пытались найти и отслеживать новости о террористических атаках в соцсетях,либо где-то в другом месте. Безусловно, это привело к распространению многочисленных слухов и фейковых новостей. Но вместо того чтобы связаться с людьми и проинформировать, полиция решила наказать их за распространение дезинформации, — вспоминает Гусарова.
Соцсети не используются нужным образом
По результатам опроса респонденты выразили желание, чтобы органы власти активнее работали в социальных сетях. Например, открывали официальные учетные записи в Facebook, регулярно обновляли их и общались с гражданами на постоянной основе.
К сожалению, социальные сети все еще воспринимаются не как возможная помощь в борьбе с терроризмом, а как угроза.
Использование социальных сетей для образовательно-просветительских кампаний (даже светского характера) так и не получили поддержку в нашей практике. В то же время в европейских странах, США и международных организациях этот подход закреплен как наиболее эффективный в долгосрочной перспективе, — утверждает Гусарова.
Нужно осведомлять людей
В исследовании Анны Гусаровой «Противодействие экстремизму vs свобода самовыражения онлайн: опыт Казахстана» также говорится, что люди часто путаются в терминологии и определениях экстремизма и терроризма.
«Они даже не знают о существующих законах и программах, связанных с борьбой с терроризмом»
Поскольку контртерроризм является прерогативой государства, мало внимания уделяется информированию и предупреждению граждан в законодательстве и национальных программах, связанных с терроризмом.
«Если цель — выработать антитеррористическое сознание у граждан Казахстана, здесь как раз соцсети имеют огромный потенциал в проведении общественно-разъяснительных и образовательных кампаний».
И этот пункт является одним из критериев эффективности госпрограммы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму до 2022 года, — заключает Анна Гусарова.