Астана. 12 июня. Летом этого года в Казахстане вступает в силу закон, регулирующий получение казахстанцами религиозного образования за рубежом. Законодатель предполагает решить ряд проблем в этой чувствительной сфере, и, как результат, очистить ряды казахстанских священнослужителей от псевдопроповедников, а общество — от псевдорелигизных идей. Закон кладёт также основу борьбы против религиозного экстремизма.
Государство и общество были давно озабочены негативными процессами в сфере религиозного образования. Ещё в конце января 2013 года президент Назарбаев провёл совещание с силовыми структурами, посвящённое вопросу усиления контроля за деятельностью экстремистских групп и предотвращения гражданских конфликтов на этой почве. Тогда же был рассмотрен ряд концептуальных предложений.
Среди них — решение делать упор на арабский опыт противодействия религиозному экстремизму. Напомним, более 35 лет назад прозвучала программная речь президента Египта Анвара Садата[1] против «Братьев-мусульман». Там предлагалось противодействовать религиозным экстремистам опираясь на национальную традицию уважения к старшим, и прежде всего, к родителям. В этом же духе в Казахстане начали создавать стратегию по противодействию экстремистской риторике.
По оценкам экспертов, в принципе такой подход помог разделить членов экстремистских религиозных движений на искренне-заблуждающихся и тех, чьи руки уже в крови, или т.н. непримиримых противников любых светских режимов. Казахстан сделал важный шаг, чтобы разобраться в проблемах и причинах происходящих в стране процессов, что ранее делалось в недостаточной степени, а заменялось силовым давлением на «непонимающих» своего места в суверенном Казахстане.
За прошедшие 5 лет в Казахстане смогли добиться запланированных результатов, и это уже меняет ситуацию к лучшему. Главное — подготовку за пределами страны экстремистам пройти стало тяжелее. Важнейшим результатом стало наведение порядка в системе получения религиозного образования. На базе пяти ведущих университетов: КазНУ имени аль-Фараби, ЕНУ имени Л. Гумилева, МКТУ имени Яссауи, Университета иностранных языков и деловой карьеры и КарГУ имени Е. Букетова — ведётся подготовка в бакалавриате, магистратуре и докторантуре. Выпускники этих вузов успешно работают не только в религиозной, но и в светской сферах деятельности, поскольку одновременно получают полномасштабное светское образование. По данным Комитета по делам религий МДРГО РК на 2017 год, в стране действуют 15 религиозных учебных заведений, 400 начальных курсов при мечетях и воскресных школах. Важнейшим базовым условием продолжения обучения за рубежом в ведущих исламских учебных заведениях является получение базового образования в Казахстане. Это, пожалуй, решающее условие исправления ситуации в данной сфере.
В то же время следует учитывать особенности распространения идеологии экстремизма, прежде всего, через проповедников в местах лишения свободы. Идеология основывается на борьбе против т.н. «тагута». Арабское слово «тагут» произошло от слов «тагьа» или «тагьян». Его прямым значением является превысить надлежащие границы или пределы. С точки зрения шариата, тагутом является тот, кто приписывает себе любое из прав Аллаха: создания, всезнания, законодательства и т.д. Тагут – всё, чему ложно поклоняются. В понимании экстремистски настроенных людей, «тагут» — это, прежде всего силовые органы Казахстана, и, во вторую очередь, чиновный аппарат.
При этом следует учитывать, что происходит в главных «университетах религиозного экстремизма» — колониях для заключённых. На данный момент сложился некий паритет между криминальными элементами, часто с «исламистским» камуфляжем и собственно представителями «исламистского» подполья. Организованные преступные элементы в колониях стараются не идти на прямой конфликт с молящимися и верховодами-исламистами. Но за кем пойдёт простой тюремный «середняк» — вот в чём вопрос. В основном те, кто первый раз сидит, это молодые люди: либо попавшие по незначительным статьям, либо по кражам и разбою в составе молодёжных банд, и часто это революционный элемент социального протеста.
Война за них сталкивает две силы: криминалитет и экстремистские группы. «Середняк» очень быстро выходит из зон по малым срокам и амнистиям и преступные авторитеты пытаются включить его в свои группировки, а экстремистские группы — в свои джамааты. Со стороны идеологических руководителей экстремистов ожидается только расширение списка целей борьбы за счёт гражданских чиновников — судей, прокуроров, судоисполнителей, акимов. Многие казахстанские эксперты считают, что именно это война новоявленных «робин гудов», под псевдорелигиозными знамёнами против класса чиновников, и, шире, правящего класса, станет важным процессом внутренней жизни страны.
Именно так развивались события в соседнем Кыргызстане после трагических столкновений в 2010 году в Бишкеке и на юге страны, где до сих пор продолжается вербовка молодёжи под псевдорелигиозными лозунгами. В стране ощущается нехватка просвещённых духовных кадров, а также экспертов в области ислама, способных оперировать толерантными понятиями и смыслами традиционного ислама, и транслировать их власти и обществу. Эксперты в области религии постоянно говорят о необходимости создавать в Кыргызстане различные образовательные центры ислама. Для этого требуется заново создавать систему подготовки духовных кадров как в самом Кыргызстане, а затем обучать их в традиционных религиозных центрах России и других стран.
А пока в Кыргызстане сложилась ситуация, когда муфтиятом (аппаратом и мечетями) пытаются руководить выходцы из пакистанской исламской школы, идеологией и пропагандой через вузы и медресе пытается руководить турецкая группа, а мекканская школа пытается контролировать финансовые потоки из арабских стран и руководить процессом международного сотрудничества. Но вместе с тем, в стране сформировалась группа на традиционных принципах исламской школы, сложившейся ещё в советские времена в Бухаре и Ташкенте. Поэтому понятно, что в Кыргызстане также сильна потребность в подготовке национальных кадров в сфере религиозной деятельности.
В Египте времён Анвара Садата начали борьбу с экстремистами на основе концепции борьбы с колониализмом, на чём базировался их национализм. Относительно казахского руководства проблема в том, что Запад будет настраивать против России, и против идеологии евразийской интеграции политику национальной консолидации Казахстана, подрывая тем самым основную идеологическую базу национального развития. Не дать этого, и отстоять политическую независимость с одновременной победой над экстремизмом, Казахстан сможет только на путях тесного взаимодействия и противодействия общим угрозам вместе с Россией и другими евразийскими странами.
Сергей Масаулов, Координатор экспертной платформы «Большая Евразия»
Источник: © ИАЦ МГУ