Терроризмге қарсы комитет

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ҚОҒАМДЫҚ БІРЛЕСТІГІНІҢ РЕСМИ САЙТЫ

Контртеррористический комитет

Официальный сайт республиканского общественного объединения

110

Телефон Антитеррористической службы

Горячая линия

+77010222030

«Приоритеты реализации государственной политики в религиозной сфере»

Астана. 30 июня. Выступление вице-министра по делам религий и гражданского общества РК Арын Берик Сакбайулы на тренинге для представителей СМИ на тему: «Приоритеты реализации государственной политики в религиозной сфере» (АСТАНА, 29 ИЮНЯ 2017 года).

Уважаемые участники мероприятия!

Уважаемые представители СМИ!

Уважаемые участники мероприятия!

Так как наше мероприятие проходит во время празднования Дня работников связи и информации, разрешите поздравить Вас с профессиональным праздником и пожелать вам здоровье и творческого успеха!

В рамках реализации возложенных задач, усилия Министерства в религиозной сфере в настоящее время сконцентрированы на реализации государственной политики в религиозной сфере, в том числе тесное взаимодействие с религиозными объединениями, обеспечение прав граждан на вероисповедания.

Сохранение межконфессионального и межэтнического согласия, конструктивное взаимодействие с религиозными объединениями являются главными задачами уполномоченного государственного органа.

Важнейшей задачей в религиозной сфере остается обеспечение и укрепление светских принципов развития страны. Непреложной основой нашей модели светскости будет оставаться незыблемость свободы совести граждан, обеспечение его права выбора или отказа от религии.

Благодаря грамотно реализуемой государственной политике религиозная ситуация в Казахстане на сегодня остается в целом стабильной. Религиозные объединения действуют в рамках принятого в 2011 году Закона страны «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Развиваются сложившиеся конструктивные формы взаимоотношений как между государством и религиозными объединениями, так и между различными конфессиями.

В Казахстане отсутствуют какие-либо конфликты между гражданами на религиозной почве. Активных проявлений деструктивного характера в религиозной сфере также не наблюдается.

Большинство граждан Казахстана оценивают религиозную ситуацию в стране как благополучную и поддерживают проводимую государством политику в религиозной сфере.

Религиозную палитру страны составляют 18 конфессий, религиозные интересы которых представляют 3 658 религиозных субъектов. Конфессиональное многообразие Казахстана формируют ислам, православие, католицизм, иудаизм, буддизм, протестантские конфессии, новые религиозные движения.

Я должен отметить, что в нашей стране все религиозные объединения, обладая равными правами имеют и равные обязанности и, вне зависимости от вероисповедания, несут равную ответственность за совершаемые ими правонарушения на основаниях и в порядке, установленных законом.

Это говорит о том, что Казахстану удалось создать собственную модель межэтнического и межконфессионального согласия, являющуюся сегодня одним из фундаментов развития и процветания Казахстана.

Уважаемые участники тренинга!

На сегодняшний день во всем мире сохраняется рост вызовов и угроз религиозного экстремизма и терроризма.

Это требует от государства принятия адекватных, эффективных мер и механизмов обеспечения национальной безопасности.

Не случайно, в рамках третьего приоритета в Послании Президента РК Назарбаева Н.А. народу «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» были затронуты вопросы религиозной сферы.

К принятию адекватных мер реагирования со стороны государственных органов толкает ряд происходящих в религиозной сфере нежелательных процессов.

Во-первыхрост чрезмерной религиозности отдельных граждан используется деструктивными религиозными течениями для радикализации их взглядов.

В эти процессы чаще вовлекаются люди, для которых фанатичное следование ложным идеалам становится превыше всяких человеческих норм.

Во-вторыхпродолжают существовать деструктивные религиозные течения, особенно в исламском сегменте, где происходит радикализация верующих.

Распространение чуждой для Казахстана религиозной идеологии ведет к фрагментации мусульманского сообщества, формированию устойчивой прослойки лиц, противопоставляющих себя государству, обществу и ДУМК.

В отдельных исламских общинах у верующих складываются иные мировоззренческие взгляды, происходит их радикализация.

Хотелось бы подчеркнуть, что основной причиной распространения радикальных идей, прежде всего, является международный фактор, выражающийся в активизации международных террористических организаций, их идеологов по вовлечению в сферу своего влияния, в том числе казахстанцев.

Хотя, ни в коей мере нельзя отрицать фактор саморадикализации, которая происходит вследствие низкой правовой и религиозной грамотности определенных граждан, а также влияния идеологов радикализма внутри страны.

Через Интернет-ресурсы не прекращается информационная активность из-за рубежа со стороны радикальных проповедников. Это оказывает серьезное влияние на радикализацию верующих.

К сожалению, предпринимаемые государственными органами меры по ограничению доступа к ним на территории РК пока недостаточно эффективны с учетом широкой доступности инструментов по обходу блокировок.

Во-третьихсохраняется высокий риск идеологической обработки граждан во время учебы в иностранных религиозных учебных заведениях.

Несмотря на принимаемые меры, с учетом доступности обучения продолжается самостоятельный выезд казахстанцев в сомнительные зарубежные теологические учебные заведения.

Все эти проблемные вопросы говорят о том, что государству очень важно конкретизировать меры по укреплению национального самосознания и гражданской идентичности казахстанцев как иммунитета к различным деструктивным идеологиям, в том числе религиозному экстремизму.

Важно усилить вектор государственной политики в сторону доминирования светских принципов, основанных на традиционных ценностях казахстанского общества. Следует ограничить факторы, искусственно подогревающие религиозность в обществе.

Поэтому, наряду с принимаемыми уже мерами, уполномоченный орган в сфере религий планирует усилить разъяснительную работу с незарегистрированными религиозными группами и общинами, в целях формирования иммунитета к радикальной идеологии и недопущения разжигания религиозной вражды и розни.

Также Министерством будут приняты меры по повышению привлекательности интернет-ресурсов, способных оказывать действенное профилактическое, переубеждающее и дерадикализирующее воздействие на радикально настроенную или находящуюся в идеологическом поиске категорию пользователей сети Интернет.

В противодействии идеям радикальных религиозных течений и реабилитации верующих, попавших под влияние деструктивных религиозных течений министерство и дальше будет взаимодействовать с религиозными объединениями путем привлечения к данной работе теологов и имамов ДУМК, представителей научно-экспертного сообщества и институтов гражданского общества.

Уважаемые участники тренинга!

Стабильность в религиозной сфере имеет ключевое значение для общественно-политической стабильности и безопасности государства. И от того, как будет реализовываться государственная политика в этой сфере, во многом зависит вектор дальнейшего развития страны.

В целях сохранения и продвижения светских устоев общества, определения новых приоритетов в религиозной сфере, совершенствования государственно-конфессиональных отношений, профилактики проявлений экстремизма министерство разработало Концепцию государственной политики Республики Казахстан в религиозной сфере на 2017-2020 годы,которая недавно утверждена Указом Главы государства. Актуальность его разработки обусловлена необходимостью определения главных векторов государственно-конфессиональной политики, направленной на укрепление светскости государственного устройства, обеспечение стабильности в религиозной сфере.

В Концепции мы старались учесть актуальные тенденции, угрозы и вызовы, стоящие перед Казахстаном.

Уверен, что утвержденная Концепция в целом будет определять общий вектор развития религиозной сферы страны до 2020 года.

В настоящее время в рамках реализации Концепции нами разрабатывается проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений».

Здесь надо отметить, что изменения и дополнения, вносимые в законодательства во многом формируются на основе запросов и предложений общественности. В их числе такие вопросы, как регулирование получения молодежью образования в зарубежных теологических учебных заведениях, пресечение незаконного вовлечения несовершеннолетних в религиозную деятельность, недопущение обряда бракосочетания в мечетях без свидетельства о бракосочетании, запрет на продажу (распространение) религиозной литературы подросткам, совершенствование регулирования миссионерской деятельности и многие другие вопросы касающиеся религиозной сферы.

Несомненно, предложений со стороны общественности много. Мы со своей стороны тщательно их изучаем. Если данные предложения будут содействовать регулированию религиозной деятельности, то несомненно, что они найдут свое отражение в определенных законодательных нормах.

Пользуясь случаем, хотел бы призвать вас, представителей «четвертой власти», поддержать Министерство в широком и конструктивном обсуждении вносимых изменений и дополнений в законодательства страны.

Уважаемые участники встречи!

Если исходить из целей информационной работы, то в фокусе интереса и Министерства по делам религий и гражданского общества, и СМИ являются предоставление полной, качественной и достоверной информации о религиозной ситуации в Республике Казахстан, эффективное противодействие распространению идей деструктивных и экстремистских псевдорелигиозных течений, а также компетентное разъяснение проводимой государственной политики среди широких слоев населения.

Поэтому в информационной работе очень важно выстраивание и наличие общей идеологии. Исходя из этого, в СМИ необходимо профессиональное освещение религиозной тематики через призму раскрытия и продвижения основных идеологических приоритетов, такие как светское государство, высокая духовность, межконфессиональное согласие,пропаганда национальных традиции и формирование у населения иммунитета к деструктивным идеям радикальных религиозных течений.

Нам, вместе, важно способствовать закреплению этих ценностей в сознании наших граждан.

В то же время нельзя допускать перенасыщения информационного поля религиозной тематикой. Необходимо менять формат освещения религиозной тематики в СМИ. Непрофессиональные суждения о таких вопросах во-многих случаях заводят людей в заблуждение.

В последнее время участились случаи обсуждения религиозной тематики на всевозможных дискуссионных и иных площадках и это становится похожим на кухонные рассуждения, когда все видят себя экспертами в сфере религии. Только ленивый не высказывает своего экспертного мнения по вопросам религиозной сферы. Такой формат свободного обмена мнениями по вопросам религиозной сферы часто приводит к появлению еще большего разброса различных взглядов и позиций.

Считаем, что в таком тонком вопросе как религия крайне важно соблюдать журналистскую этику. Следует консультироваться и с самими религиозными объединениями. К этой работе необходимо привлекать грамотных теологов и религиоведов.

Мы как уполномоченный орган в этой сфере, всегда готовы предоставлять любую интересующую вас информацию и экспертное мнение.

В целом, на наш взгляд, освещение религиозной тематики должно быть объективным и сдержанным.

Тренингке қатысып отырған қадірлі қауым!

Бүгін біздің еліміздің және оның әрбір азаматының алдында қоғамымыздағы ұлтаралық және конфессияаралық келісімді сақтау және оны ары қарай нығайта беру міндеті тұр. Біз осы құндылықтарды қамтамасыз ете отырып ғана еліміздің жан-жақты дамуының берік іргатасын құра аламыз.

Бүгінгі іс-шара табысты өтеді деп сенемін.

Назар салып, тыңдағандарыңызға рахмет!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: