НУР-СУЛТАН, 17 декабря. Псевдосалафиты по сей день сеют хаос в исламском обществе Казахстана. О том, как появились псевдосалафиты в стране и почему они порождают хаос разъяснил главный научный сотрудник отдела Всемирной истории Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова, директор Института геополитических исследований, доктор исторических наук Асылбек Избаиров, пишет Кazislam.kz.
— Направление салафизма крепко закрепилось в Казахстане, особенно в западной части страны. Что послужило тому причиной?
— Если рассматривать историю салафизма именно на западе Казахстана, туда салафизм пришел под знаменем такфиризма. Такфиры также называют себя салафитами. Первыми эту идеологию пропагандировали два кавказских джамаата — «Аюбовский» и «Багаудина». Вторым импульсом распространения идей салафизма стал Халил Абдужапаров, его еще называют «шейх Халил». В последующем это направление получило распространение по всему Казахстану.
Салафизм имеет четкую градацию. У него есть два направления – это такфирик, оно более радикальное и мадхалит, которое наоборот призывает подчиняться правительству. Особенность салафизма заключается в том, что он делает акцент на консервативных ценностях ислама, беря за основу жесткие ортодоксальные принципы. При этом у них имеется литература, где все четко систематизировано. За счет нее им удалось массово распространить идеи салафизма.
Закрепилась же идеология салафизма у нас за счет идеологического вакуума после распада Советского союза.
— В Саудовской Аравии салафизм является официальным направлением в исламе. Почему в Казахстане к представителям салафизма относятся негативно?
— Конечно в Саудовской Аравии салафизм является более консервативным направлением, которое зиждется на определённых жестких моментах. Учитывая специфику Казахстана нам очень трудно приспособить это направление. Но говорить о том, что салафизм в Саудовской Аравии является радикальным тоже нельзя, все-таки там это направление является официальной идеологий государства. У нас непринятие этого направления и негативное отношение к нему связано с тем, что в Казахстане есть свои традиции и обычаи, которые хотелось бы подчеркнуть, никак не противоречат традиционному исламу.
— Как, по Вашему мнению, необходимо бороться с представителями деструктивных религиозных течений?
— Все-таки нужно проводить профилактику общего характера. Где мы должны четко рассказать о ценностях ханафитского мазхаба. Мы должны ясно разъяснить, что наш ислам никак не противоречит с общим исламом. В истории все казахи были мусульманами, наши традиции никак не противоречат религии. Эти моменты необходимо доказывать и выбивать корни из представителей деструктивных направлений, которые пытаются через очернение казахов и их традиций распространить свою идеологию. Мы должны суметь выставить обратные факты, которые поднимают патриотизм. Этих фактов очень много, просто нужно правильно их использовать. Но сегодня в нашей профилактике плохо то, что мы зациклись на абстрактных вопросах.
— Как Вы оцениваете работу Комитета по делам религий?
— Я положительно оцениваю их работу, так или иначе сегодня виден определённый спад радикальных происшествий. Это является ярким доказательством эффективности их деятельности. Комитет на сегодня сумел найти свое правильное поле работы. Ранее, когда создавалось агентство по делам религий или же министерство, они заходили в другие вопросы и где-то даже сами усугубляли ситуацию. А современный Комитет при МИОР, думаю, идет в правильном направлении.
— Что Вы думаете по поводу ситуации во Франции? Нужно ли ограничивать свободу слова в вопросах религии?
— Я думаю свободу слова нельзя ограничивать, просто ее нужно умело направлять в конструктивное русло. Что такое религия? Это мощнейший потенциал в управлении. И если государство не будет правильно его эксплуатировать, то за дело возьмутся радикальные направления, которые будут использовать его в своих целях, поэтому свобода слова нужна, но также нужно направлять ее в созидательном направлении.