НУР-СУЛТАН, 28 сентября. В этом году исполнилось 25 лет со дня принятия Конституции Республики Казахстан. За это время наша страна стала известна, как демократическое, светское, правовое и социальное государство. Доказала, что главной ценностью здесь является человек, его жизнь, права и свободы. Граждане получили свободу выбора нации, партии и религии, и их свободной демонстрации. О религиозно-правовой ситуации в Казахстане рассказывает в материале Kazislam.kz преподаватель кафедры религиоведения Евразийского Национального университета имени Л.Н. Гумилева Рахымжан Рашимбетов.
Казахстан сегодня – это авторитетное государство, известное всем своими мирными начинаниями. Нашей стране и во внутренней политике удалось добиться спокойствия в обществе. Благодаря такой стабильности казахстанцы имеют возможность получать желаемое высшее образование, достигать материальных благ, быть активными членами общества, создавать семьи и т.д.
В мире с каждым днем растет число людей, вынужденных покидать Родину, и пополняющих ряды беженцев. Причина этого – обострение религиозно-политической вражды в их странах. Т.е. религиозно-политические распри ведут к разрушению внутригосударственной стабильности и благополучия.
Еще один момент, несущий в себе угрозу стабильности, – организация противоправных и террористических актов и участие в них. К сожалению, подобные факты имели место и в Казахстане. Примеры этого – две трагедии, случившиеся в 2016 году в двух городах. В результате трагедии в Актобе 9 человек погибли, 38 получили различные травмы. В Алматы погибли 9 человек.
Как позже стало известно, люди, причастные к терактам, получали религиозные знания в «религиозных» сообществах в интернете, у исламских проповедников нетрадиционных течений и их литературы. Они не получали образование у преподавателей в исламских учебных заведениях традиционной направленности.
Если проанализировать мотивы поступков, толкнувших людей пойти на поводу у приверженцев деструктивных течений и совершать противоправные деяния, то можно отметить три основные причины.
Во-первых, зачастую к ним примыкают люди с низкой религиозной грамотностью и далекие от понятия традиционных ценностей. Т.е. те, кто еще до конца не определился со своими религиозными предпочтениями.
Во-вторых, это люди с низкой правовой грамотностью, не уважающие Конституцию страны. Они, не замечая правовых, светских действий государства, направленных на благо общества, стремятся видеть лишь недостатки и ситуации, подверженные критике.
В-третьих, оказании наших соотечественников в сетях нетрадиционных течений во многом способствует Интернет. Сегодня, когда Интернет стал основным источником информации, молодежь черпает свои первые знания и формирует мировоззрение о религии именно оттуда. Как следствие, велика вероятность того, что у них складывается ложное впечатление о реальной картине жизни, государстве в целом. В связи с этим можно утверждать, что уровень религиозно-правовой грамотности и недостоверная информация из Интернета оказывают негативное влияние на спокойствие и стабильность в обществе.
Самый эффективный способ профилактики попадания людей в сети деструктивных религиозных течений и противостояния их распространению – повышение религиозной грамотности. Так как, по их мнению, их действия и противоправные поступки – это благие дела, возвышающие их перед Всевышним.
К примеру, по их понятиям светское государство является противником Ислама. Поэтому они преследуют одну лишь цель – выступая против власти, действующей на принципах светскости, построить «государство», к которому они стремятся. Таким образом, светское государство, в котором мы сейчас проживаем, по их убеждениям, должно исчезнуть с лица земли. А люди, попавшие в их сети, становятся орудием и средством для достижения их целей.
По правде говоря, они обязаны подчиняться законам Казахстана, которые хоть и не основаны на религии, тем не менее, не запрещают совершать религиозные обряды. И здесь можно заметить, что у людей, вставших в ряды нетрадиционных течений, неверно сформировано мнение о религиозной грамотности и праве, и в целом о светском обществе.
Формирование правовой культуры по вопросам религии – неотъемлемая часть религиозной грамотности. Правовая культура позволяет разъяснить казахстанцам механизмы действия законодательства в сфере религиозной деятельности, довести до общественности основные положения политики в этой сфере.
Наряду с этим, религиозно-правовая грамотность способствует разъяснению о том, что светские принципы и законодательство направлены не на оказание давления на религию, а на обеспечение свободы вероисповедания, безопасности и стабильности в обществе, а также способствует формированию у приверженцев нетрадиционных течений положительного мнения о светском государстве и ограждению их от преступных действий.
И в заключение, уважение Конституции, повышение правовой культуры открывает дорогу к более глубокому пониманию светскости. Повышение религиозной грамотности дает понять, что Конституция действует не против религии, а, напротив, для защиты прав и свобод граждан, что, в свою очередь, предоставляет большие возможности для стабильности и развития страны.