АКТАУ, 23 июня. Сегодня в республике в мире и согласии проживают представители более 130 этнических и 18 конфессиональных групп. Зарубежные эксперты не раз отмечали большие успехи Казахстана в достижении межрелигиозной стабильности и уникальности государственно-конфессиональных отношений. Как стране удается не только сохранять, но и укреплять стабильность в религиозной сфере рассказал в интервью порталу «Kazislam.kz» руководитель Отдела по связям с религиозными объединениями и организации контртеррористической пропаганды Управления по делам религий Мангистауской области Асет Нуров.
– Регулирование религиозной сферы невозможно без наличия законодательных актов и разработки стратегических документов. Какие документы были приняты Комитетом по делам религий в данной сфере?
– Да, действительно в 2011 году был утвержден новый Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», взамен устаревшего по времени и правовым нормам Закона РК от 1992 года «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях».
Необходимость принятия нового закона была продиктована необходимостью дальнейшего упорядочения деятельности религиозных объединений в связи с нарастающей угрозой терроризма и экстремизма, противодействия деструктивным религиозным течениям.
Другим немаловажным документов стала разработка и утверждение Комплексного плана по реализации государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2021 – 2023 годы.
– Асет Сансызбаевич в чем суть и необходимость принятия принятия данного Плана?
– Изначально первая Концепция государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан была разработана в 2017 году. По сути в настоящее время реализуется ее вторая версия, на 2021-2021 гг.
Концепция – это система официальных взглядов на улучшение государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, укрепление светских устоев государства и недопущение использования религии в деструктивных целях.
По версии разработчиков документа, концепция должна стать основой для развития госполитики в религиозной сфере, совершенствования системы нормативных правовых актов, социально-экономических, политических и управленческих мер по регулированию религиозной сферы в стране, в том числе консолидировать усилия центральных и местных исполнительных органов, религиозных объединений и институтов гражданского общества по развитию государственной политики в религиозной сфере, выработки ориентиров развития казахстанской модели государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений.
– Какова была эффективность первой версии Концепции на 2017 – 2020 годы?
– Безусловно она показала свою эффективность и необходимость его совершенствования в рамках 2021-2023 года, что в итоге привело к разработке текущей Концепции.
– Как реализовывалась первоначальная Концепция?
– Концепция реализовывалась через программу развития территорий, плана мероприятий по реализации Концепции госполитики в религиозной сфере РК на 20217-2022 годы, а также посредством Стратегического плана Министерства по делам религий и гражданского общества РК на 2017-2021 гг.
В рамках указанных документов была проведена работа по совершенствованию правовой базы в сфере религии, разработаны критерии и показатели эффективности центральных и местных исполнительных органов, модели взаимодействия государства и религиозных объединений, активизирована медийная и информационная работа по освещению в СМИ актуальных вопросов религиозной сферы, в т.ч. выпуска фильмов, роликов и аудиоматериалов.
Также были разработаны меры по совершенствованию системы религиоведческого и религиозного образования, обеспечена деятельность центров дерадикализации и поддержки неправительственных организаций, специализирующихся в вопросам продвижения светских основ государства и профилактики религиозного экстремизма и многое другое.
– Был ли учтен зарубежный опыт при разработке Концепции?
– Да конечно. При разработке двух Концепции был изучен текущий опыт ряда стран ЕС, США, Китая, ОАЭ, России и республик Центральной Азии.
Каждая их вышеуказанных стран имеет свои достижения в регулировании религиозной сферы, разработки поправок в сфере нормативных документов, реабилитации и дерадикализации лиц, подвергшихся радикальной религиозной идеологии и т.д.
При этом, необходимо признать и собственные наработки Казахстана в вышеуказанных областях.
– Как реализуется Комплексный план по реализации госполитики в религиозной сфере на 2021-2023 г.
– Сейчас рано подводить итоги, она реализуется только 2 год. Разработчиком текущего Плана стало Министерство информации и общественного развития РК.
В рамках данного Плана Комитетом по делам религий совместно с региональными управлениями по делам религий проводится большое количество информационно-разъяснительных мероприятий.
– Как Вы считаете, будет ли внесены изменения в Комплексный план в свете последних политических изменений, а также необходимости совершенствования мер по государственному регулированию религиозной сферы?
– Не исключаю подобной возможности, думаю время покажет. Необходимо понимать что в Плане учтены все моменты. В частности он предполагает комплексный подход к видению развития государственной политики в религиозной сфере, включая правовые, методические и организационные меры.