Астана. 20 июля. В конце августа, накануне академического учебного года в Шымкенте при участии посла Турции в Казахстане была торжественно открыта женская медресе. Появление религиозной школы вызвало вопросы в обществе на фоне требований правительства Турции о закрытии лицеев в Центральной Азии, а также активизации деательности спящих террористических ячеек в Казахстане.
Об опасности исламизации центральной Азии, о влиянии фундаменталистской религии на девушек и о женском терроризме корреспонденту «Радиоточки» рассказала Татьяна Дронзина.
Татьяна Дронзина — доктор политических наук, член Международного общества исследований насилия и терроризма, профессор политологии Софийского университета им. К. Охридского (Болгария), автор монографии «Терроризма женский лик». Ерлан Карин, казахстанский политолог, один из докторантов Татьяны Александровны.
— Татьяна Александровна, какую угрозу несёт открытие первой женской медресе?
— Медресе должно действовать в соответствие с законом и не проповедовать радикальный ислам. И не будем забывать, что медресе может быть дополнением к светскому образованию женщин, а не альтернативой этому образованию.
— Почему вы заинтересовались женским терроризмом?
— В 2005-2007 гг. я преподавала в Испании. Темой моего исследования тогда была как раз именно ЭТА. ЭТА — баскская террористическая организация. Я читала материалы по ЭТА, и среди них оказались статьи, написанные выдающимися журналистами о женщинах-террористках в этой организации. Их описывали как суперумных, суперкрасивых, суперинтеллигентных, рассказывали, как они несчастны и что они — жертвы ситуации. Я же встречалась с этими женщинами и не заметила ни чрезвычайной красоты, ни чрезвычайного ума, ни чрезвычайной интеллигентности. Передо мной были просто убийцы. И тогда мне стало понятно, что в СМИ существуют гендерные стереотипы, которые мешают понять правильно этот феномен. Я искала объяснение этому, и так как не нашла, решила его сама объяснить. Когда учёные не находят ответа на вопрос, они сами его ищут. Вот то же случилось и со мной.
— На чём базировалась деятельность баскских террористок, была ли она политизированной или, всё-таки, проблемы в социальной жизни толкали их на это?
— Однозначно, там много идеологии. Это традиционная идеологическая террористическая организация, она же марксистско-ленинская, коммунистического толка, и там однозначно вся мотивация идеологическая. Но женщины там тоже страдали от гендерного неравенства.
— Так существует ли гендерный вопрос в терроризме? Нет ли там обычного сексизма, как и в традиционном мире?
— В исследовании терроризма существует целое феминистическое направление, которое говорит, что стремление этих женщин поучаствовать в террористических актах — это способ доказать, что они способны на то же самое, на что способны мужчины. К сожалению, я думаю, что это наш западный образ мышления, при помощи которого мы пытаемся рационализировать некоторые акты — например, акты суицида, которые мы не можем понять. Почему я говорю это? Потому что я до сих пор не нашла ни одного доказательства, которое заставляет меня думать, что эти женщины шли в террористы из-за гендерного неравенства. Я исследовала их предсмертные завещания, исследовала их жизни, и ничего не заставляло меня думать, что они борются за гендерное равенство. Я даже сказала бы, что это больше конфликты, потому что эти женщины идут на смерть, на самоубийственные акты, когда есть какой-то конфликт. Эти конфликты неизбежно вытаскивают женщину из дома. То есть, если мужчина на войне или мужчин там недостаточно, женщина должна выйти из дома и зарабатывать. Но это не означает больше прав, это означает больше обязанностей. И я думаю, что то, что мы видим, как раз именно это — женщина получает больше обязанностей, а не прав. Они получают право выбирать, как умереть, но не как жить. И если вы посмотрите на иерархию в этих организациях, да, они охотно используют женщин в самоубийственном терроризме, но среди их лидеров нет женщин.
— Вы исследовали женский суицидный терроризм на примере Ливана, Турции, Шри-Ланки, Чечни, Палестины, Испании, изучали женщин, уезжавших в Сирию из Казахстана и Кыргызстана. Что их связывает и что отличает их друг от друга?
— На меня произвело впечатление, когда я разговаривала с членами семей этих женщин (это были и отец, и мать, и свекровь) — очень часто бывало, что я спрашиваю свекровь, а почему когда ваш сын решил уехать, и сноха поехала следом за мужем, почему же она не возразила мужу? Взяла с собой 4 детей — это опасно для них. И свекровь мне говорит: «А у невестки слова, вообще, там не было». Так и в Казахстане, и в Кыргызстане обстоит дело. Значит, она уезжает за своим мужем. Обычно уезжают женщины такие — они так и так не имеют права голоса в своей семье. Что бы они ни сказали, это бы не было принято во внимание. Если бы женщины в этих семьях в Казахстане и Кыргызстане имели больше права выражаться, то, может быть, остановили своих мужей. Но они не имели, практически, этого права. Конституция гарантирует, но на бытовом уровне никто её не соблюдает. Поэтому я говорю, что в этих двух странах, которые являются светскими, демократическими, права женщины не должны быть пустым звуком. Это вопрос жизни и смерти.
Эти женщины уехали исключительно из-за того, чтобы заботиться о своих мужьях и своих детях, а в Кыргызстане были женщины, которые уехали, чтобы создать семью. Для меня было очень интересно наблюдение, что там массово едут девушки последнего курса медицинского факультета. Я подумала, что это из-за специфики будущей профессии. Врач — это профессия гуманитарная. Но, оказывается, что когда они оканчивают институт, им уже 28-29 лет, они не могут выйти замуж. Вот не надо на женщину ставить такую стигму из-за возраста. Потому что это тоже толкает её к тому, чтобы поехать туда искать мужа. Для них это последняя надежда создать семью, выйти замуж, иметь своих детей. На практике, конечно, получается совсем по-другому. К примеру, одна марокканская девочка, ей было 15 лет, за 5 месяцев она поменяла 152 супруга. И она была, конечно, в полном шоке, помешалась рассудком.
— Почему в Казахстане стала распространяться подобная тенденция, почему женщины стали уезжать отсюда? Помимо того, что у них мужья, которым они не могут противоречить, помимо того, что они здесь не могут выйти замуж, что ещё их толкает на это?
— Я думаю, что в Центральной Азии женщин толкает именно это. Я думаю, что там нет глубоких религиозных мотивов, они просто идут за мужчиной и за семьёй.
— Существует ли статистика, сколько женщин уехало в Сирию из Казахстана?
— К сожалению, такой информации нет. Но известно, что там не меньше 60 женщин и детей. Я не знаю такого случая, чтобы казахстанка самостоятельно туда ехала. Кыргызстанки — да.
— То есть казахстанки только с семьей туда едут?
— Скорее всего. Я разговаривала с близкими некоторых погибших там, и они нам об этом рассказывали.
— Казахстанки участвуют в секс-джихаде?
— Я не знаю такого случая. А вот западноевропейки и арабки – они участвуют массово.
— А что их толкает на это?
— Было издано несколько фетв, чтобы суннитки ехали в ДАИШ, чтобы поддержали боевой дух сражающихся братьев. Другими словами, чтобы удовлетворяли их сексуальные потребности. Первыми, кто поехали, были 13 жительниц Туниса. И главный муфтий Туниса очень резко отреагировал, назвав их дурами. Это было в 2013 году ещё. Надо сказать, что этот секс-джихад, или Jihad al Nikah, он базируется, как раз, именно на одной спорной концепции в исламе, это концепция т.н. мут’а. Мут’а — некоторыми переводится как временный брак, другими — как брак для удовольствия. И он возможен от одной минуты до 99 лет. То есть теоретическая основа того, что их толкает на это, может быть уверенность, что они, действительно, там найдут семью, найдут мужа, родят детей и будут реализовывать свою мусульманскую идентичность так, как они ее понимают.
— А как сами мусульмане относятся к тому, что женщины могут поменять огромное количество партнеров за короткий срок?
— Я думаю, что, скорее всего, им это в голову не приходило. Хотя, если будем честными, то я, когда отслеживала аккаунты нескольких женщин, они англоговорящие, активно пиарят ДАИШ, я увидела, что они честно предупреждают других женщин, которые готовятся присоединиться к ДАИШ, говорят им следующее: «Приезжайте со своим родственником мужского пола, потому что если приедете одни, вас сразу выдадут замуж». Но при этом нет оговорки, что продолжительность жизни боевиков сравнительно короткая из-за того, что их убивают в сражениях, что эта женщина достаётся по наследству не просто родственникам этого человека, а всей воинской части. Об этом никто никому не говорит, но это факт.
— Насколько истинна информация о том, что если женщина вот так потеряла своего супруга, если она прошла через несколько мужей и, в итоге, никому не нужна, из неё делают смертницу?
— Не совсем верна. До сих пор ДАИШ не применяло женский суицидный терроризм. Другие террористические организации — в Палестине, например, 4 организации используют. Но ДАИШ не прибегало до сих пор к женскому суицидному терроризму.
— Чем же тогда занимаются женщины в ДАИШ?
— А вот хороший вопрос. Те же женщины, которые пиарят ДАИШ, предупреждают не ожидать ничего другого, кроме того, чтобы сидеть дома, заботиться о детях и своём муже. Женщинам в ДАИШ разрешается заниматься ещё двумя делами — быть врачами (потому что система здравоохранения там налажена таким образом, что здравоохранение только для мужчин и только для женщин, это раздельное здравоохранение) и быть учительницами девочек и девушек, которые идут в исламские школы. И ещё одно назначение имеют женщины — есть так называемые бригады «Аль-ханса», которые действуют в городе Ракка. Бригада «Аль-ханса» состоит из 70-80 женщин, в основном, это западные женщины (и русские там тоже, между прочим, есть), которые получают 140-170 долларов в месяц, вооружены автоматами и которые являются «нравственной полицией». На улице они должны следить за дресс-кодом женщин, за правильным общением, и за любое нарушение они могут наказать эту женщину и мужчину, который ей помогает, имея в виду, что самое маленькое наказание — это 40 ударов кнутом. Так что вот этим занимаются женщины. Это фундаменталистская интерпретация ислама, и по шариату они должны сидеть у себя дома.
— Вы посещали осуждённых террористов в местах их заключения. Вы реализовывали своё право учёного, удовлетворяли любопытство, вам нужно было получить у них информацию, но какие чувства при этом, как у человека, вызывало у вас посещение этих камер?
— Я расскажу об одной встрече с тремя вербовщиками. Прежде всего, хочу сказать, что нет у них того, что отмечали — чтобы был у них такой звериный взгляд, чтобы они были страшной внешности и так далее. Все эти мужчины — молодые люди очень незаурядного характера, все они были умные, быстрые, очаровательные, я же понимала, я знала, кто они, и, всё же, мне было трудно устоять перед их очарованием и, скорее всего, их убедительностью. Потому что они так убеждённо говорили о своём деле, что человеку хотелось верить. Это такое влияние оказало на меня, как на учёного и не верующего в радикальную интерпретацию. Можете себе представить, какое они влияние оказывают на других. В этом отношении я хотела сказать, что они прекрасно обучены. А на втором, на гендерном измерении, я чувствовала пренебрежение ко мне, как к женщине, я была в сопровождении мужчин из правоохранительных органов, и отношение было абсолютно однозначное. Так как я в какой-то момент стала очень назойливой со своими вопросами и очень упрямо их задавала, террорист даже обратился к моему сопровождающему, как я, женщина, вообще, могу такое спрашивать. Этот момент я поняла, вербовщик как раз говорил по-узбекски, я не совсем понимала, но мой сопровождающий показал, я сама поняла, и это меня так ужасно разозлило, я стала такой агрессивной, что напугала вербовщика, он не ожидал такой реакции от женщины.
— Какие рекомендации есть у вас для женщин, какие предупреждения, чем опасен для женщин терроризм, экстремизм?
— Да, я сначала хотела сказать следующее — соблюдайте несколько простых правил. Сначала прочитайте, что люди пишут о том месте, куда вы едете. Второе: если то, что приказывает муж, входит в противоречие с интересами детей, возражайте, не бойтесь возражать, обращайтесь к свекрови, к свёкру. Родители тоже не поддерживают джихадистов. Родители плакали горькими слезами, когда говорили о своих сыновьях, уехавших без их разрешения, без их благословения. Поэтому говорите, общайтесь с семьей.
Следующее: если всё равно вы куда-то должны поехать, поясню, что многие говорят: «Мы сначала едем в Турцию и туда, и туда, не поедем в ДАИШ», обязательно берите паспорт, посмотрите в интернете, куда вы едете, оставьте адрес своим близким. Расскажу про такой случай в Кыргызстане. Он был не с девушкой, с парнем. Парень сказал, что поедет в Турцию, чтобы его подлечили, потому что у него была близорукость. Его стали лечить, полтора года лечили. Мы все знаем, что такие болезни глаз так долго не лечатся. Это отнимает месяц, не больше. И он всё время посылал своим родителям фото, письма, но не высылал адрес. И за 5 дней до моего визита в их дом они получили сообщение: «Мы вчера похоронили вашего сына». И после этот телефонный номер пропал. Они пытались звонить, семья была абсолютно в шоке. Я вам расскажу, какова моя версия, зачем год с половиной он был в этой поликлинике. Просто подлечили, привели в полную кондицию, а потом распотрошили на органы. Потому что какому-то полевому командиру ДАИШ прострелили почку, у него есть деньги, ему нужна почка, и он её покупает. Вот так. И со многими, я уверена, что такое бывает.
Пусть женщины не верят тому, что им обеспечат дом, обеспечат работу и все жизненные условия. Это неверно. Как тебе обеспечат дом в стране, где дома разрушены? Там идёт война. Это просто ложь. Это просто обман. Пусть они не верят этому. В Казахстане есть государственный проект «Горячая линия 114». Эта телефонная линия открыта для людей, которые чувствуют угрозу деструктивных сект. У Юли Денисенко есть прекрасная команда, прекрасные специалисты, пусть эти женщины туда звонят, там полная анонимность.
Не замыкайтесь в себе, девушки, женщины! В сомнении найдёте решение. Ищите поддержку социальной среды, вашей семьи, семьи мужа, линии 114, ищите поддержку, кто-нибудь эту поддержку окажет.
Источник: «Радиоточка«
Clearly, therapeutic agents that have the benefits of estrogen but without the carcinogenic actions in the breast should be developed and evaluated in clinical trial prix levitra lyon The mechanisms underlying these benefits are not well understood, but diuretic properties may contribute