Участник №1. Жандаулетова Алия
Астана. Сегодня в мире очень неспокойное время, когда угрозы и вызовы таких явлений как экстремизм и терроризм, заставляют задумываться и заботиться о безопасности каждого человека. Сводки новостей, к сожалению, почти каждый месяц, каждую неделю, а порой и каждый день пестрят заголовками о массовой гибели невинных граждан от рук террористов почти во всем мире. И угроза экстремизма не обходит стороной и наше государство.
С каждым днем террористические группировки становятся все неуязвимее. И все чаще молодые люди подвержены вербовке с их стороны, и после психологической подготовки готовы рисковать, не боясь ни смерти, ни прямого столкновения с полицией. Наиболее общим понятием, объединяющий такого рода явления в единое целое является «экстремизм».
Понимание появления экстремизма, наверное, стоит рассматривать как появление болезни, которой должно предшествовать вынесение диагноза и применение лечения. Под этим пониманием можно определить истинные причины возникновения религиозного экстремизма, где могут быть охвачены все аспекты жизни человека. А сам корень проблемы может находиться в самом человеке, в его взаимоотношениях с членами семьи, родственниками и в социуме в целом.
А если анализировать шире, то можно обнаружить противоречия между окружающим обществом и внутренним миром экстремиста, политикой и религией, между верой и поведением, идеалами и реальностью, словами и поступками, мечтами и фактическими достижениями, светским и божественным. Поэтому экстремистом может быть только психологически неустойчивый человек с проблемами. Ведь порой человек имеет все: образование, работу, семью, определенные таланты, и уходит в радикализм.
Огромной ценностью современного казахстанского общества и отдельно каждого индивида является не только свобода совести, но и толерантность, которые стали основой согласия между конфессиями, проживающими в нашей стране. Ментальность целого народа, в которой укрепилась терпимость в отношении людей иной веры, формировалось под воздействием духовной культуры, центром которой выступает человек, его жизнь, интересы и потребности. И именно эти особенности нам, казахстанцам, нужно стараться укреплять не только в своих умах, но и в еще неокрепших умах будущего поколения
А в заключение хотелось бы процитировать слова великого мыслителя и поэта нашего народа — Абая Кунанбаева: «Сколько бы ни было религий, во всех считается, что Богу присуще справедливость и любовь».
Жандаулетова Алия
Участник №2: Оразбаев Аскар
Сегодня проблема религиозного экстремизма, к сожалению, одна из самых обсуждаемых в последние годы не только в СМИ, но и на каждой кухне. Проблема, конечно же, сложная, неоднозначная, и тем более с ходу не решаемая.
Сложная, потому что до сих пор нет четкой формулировки понятия «экстремизм», следовательно, нет и определенных механизмов, и методов борьбы с ним на законодательном уровне.
Сложная, потому что вопросы веры, религии – одни из самых болезненных и сугубо личных как отдельного человека, так и для общества в целом. Трудность же заключается еще и в том, что религиозный экстремизм, как правило, напрямую связан с политическим экстремизмом, а религиозная идеология часто становится политической идеологией. В наши дни эти два негативных явления срослись настолько тесно, что все это порождает целый комплекс взаимосвязанных проблем.
Благодаря глобальной сети они легко могут войти в каждый дом, не прибегая к большим усилиям. Современный терроризм использует достижения глобализации и техногенной цивилизации. Он отличается значительным ростом различного рода ресурсов, совершенствованием инфраструктуры, военной мощи и возможностью проникновения во все аспекты жизни человека.
В начале третьего тысячелетия человечество переживает один из наиболее сложных, противоречивых и болезненных этапов развития. Современный терроризм и религиозный экстремизм предстают как основные факторы дестабилизации политической ситуации в ряде стран и регионов, что ведет к подрывам целых ряд обществ. Все это во многом отличается от терроризма предшествующих периодов истории по степени массовости жертв, разрушительному воздействию на общество. Реальной стала опасность катастрофических последствий в результате возможности применения террористами оружия массового поражения и использования ими других достижений техногенной цивилизации. Терроризм представляет собой сложное явление и превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям проблем человечества XXI века.
Терроризм и религиозный экстремизм в любых их проявлениях все больше угрожают безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой огромные потери, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, чем дальше, тем больше уносит жизней ни в чем не повинных людей.
Безусловно, для успеха в противостоянии религиозному экстремизму и терроризму нужны совместные усилия всего мирового сообщества, и не только самих государств отдельно, консолидация общих действий на глобальном, региональном и национальном уровнях.
Оразбаев Аскар
Участник №3: Надвежина Анна
Каждый день мы смотрим новости и слышим о заложниках, взрывах, избиениях иностранных граждан и многом другом. Кто-то переживает и сострадает, кто-то просто прослушает и анализирует происходящее, обсудит с семьёй или соседом, а большинство, не обращая внимания, переключат канал на интересный фильм или передачу. Мало кто реально задумывается о терроризме и экстремизме, так чтобы это не коснулось их лично. Таким образом, нужно также принимать во внимание проблему безразличия и бездействия, потому что именно с этого переступается черта. В современном обществе данные проблемы до сих пор актуальны.
Сегодня, когда отчетливо просматривается тенденция к расширению масштабов акций террористического характера,борьба с терроризмом становится глобальной международной проблемой, представляющей серьезную угрозу для безопасности всего мирового сообщества.
Для нахождения эффективных путей предупреждения различных форм терроризма, а также правового обеспечения противодействия терроризму и религиозному экстремизму, правильному выбору средств и методов борьбы с ним важен комплексный социологический и политологический анализ этого сложнейшего феномена, его глубокое теоретическое осмысление, изучение законодательного опыта зарубежных государств.
На сегодняшний день террористов объединяет одно, протест против спокойной мирной жизни, ведь нормальные граждане никогда не согласятся с их мировоззрением. Многие люди считают, что совершающие подобные страшные вещи — это психически неадекватные люди. Чаще всего это люди безвольные, слабохарактерные, которых направляет лидер, чтобы достигнуть своей цели. Социальную базу экстремистских групп составляют люди, не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь не способная критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят неформальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно творить расправу, все это привлекает молодежь.
Поэтому начало всех начал, особенно психологических, нужно закладывать еще в детстве и в кругу семьи, а Родина, как говорится, начинается с семьи. От того, кто победит «битву за сердца и умы» будущего поколения, во многом зависит будущее самой страны. И только усилия всего общества и каждой семьи отдельно могут создать надежный щит, противостоящий и защищающий от распространения экстремизма и терроризма.
Надвежина Анна
Участник №4: Эминова Эльфида Расимбековна
Мы живем в беспокойное время, количество угроз, опасность растет с каждым днем. Каждое государство заботится о своем будущем и принимает меры для сохранения государства от различных экстремистских атак. Экстремизм и терроризм на данный момент являются острой, глобальной проблемой во всем мире. К сожалению, Казахстан не исключение. Вершина этого процесса была в 2011-2012 годах. На тот момент в Казахстане было совершено 14 экстремистских акций и вооруженных столкновений с силами правопорядка. Число погибших составляет: 51 экстремист, 13 сотрудников правоохранительных органов и 6 гражданских лиц. Эти события вызвали жесткую реакцию со стороны правительства, и был принят закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», который позволяет усиленно контролировать государство в сфере религии и межконфессиональных отношений.
Полностью истребить проблему терроризма и экстремизма одними лишь силовыми методами естественно невозможно. Поэтому гражданское население также должно подключиться и принимать активное участие в борьбе за общественный покой.
Принятие программы по борьбе с терроризмом и экстремизмом решение своевременное и абсолютно необходимое. В основном должны проводиться тренинги, социальные опросы, и другие профилактические работы с населением. Такая работа должна, проводится на высоком уровне, и быть скоординированной между государственными органами, религиозными и общественными организациями, принятая программа, как раз и является документом способным объединить все усилия и направить их на предотвращение и профилактику причин приводящих людей в террористические и экстремистские организации.
Эминова Эльфида Расимбековна
Участник №5: Тулеубаева Сезим Ержановна
Что такое терроризм и экстремизм? Этим вопросом задаются многие люди в этом мире, и ответы на этот вопрос бывает разным. Некоторые считают, что терроризм ключ к миру, кто-то использует его для достижения своей цели или обретения власти, а кто-то знает, что терроризм это губительное явление отбирающая жизнь невинных людей. Большинство людей в этом мире не только знают такие террористические группировки как Аль-Каида, Талибы, ИГИЛ и т.д., но и были жертвами этих группировок. Сотни людей теряют своих близких в террористических актах, а ведь это не придел. После всех увиденных ужасов творящихся из-за действий террористов, человек невольно задается вопросом: — «А когда-нибудь это закончится?» И, увы, четкого ответа на этот вопрос никто не может сформулировать. Ведь найдутся люди верящие что это благое дело, которых объединяет идея что таким образом могут изменить мир к лучшему через «Пот и Кровь». «В чем причина терроризма?» Многие задаются таким вопросом. В настоящее время выделяю 3 причины терроризма: социально-экономические, политические и религиозные.. Частой причиной террористического акта является религиозная, ведь существуют люди, которые иначе интерпретируют священные писания и книги, называя себя послушниками Бога или Аллаха, якобы действуя от их имени.
Мы живем в Казахстане, в многонациональной стране. И все мы знаем, что существует угроза терроризма и экстремизма. Каждый гражданин нашего государства может быть подвержен вербовке со стороны угнетателей, у которых после этого не будет страха перед смертью и даже не дрогнет рука убить другого человека. Экстремизм и терроризм подобен вирусному заболеванию, которая заражает всех и вся, и печальнее всего, что вылечится, не удается каждому. Целью терроризма и экстремизма чаще всего является дестабилизация общества, они нацелены быть услышанными и увиденными любой ценой. Весь мир знает, что на Ближнем востоке нарастает экстремизм и терроризм, который приобретает религиозный характер в частности исламский. Террористические движения в этом регионе используется в пользу приобретения власти и построения Исламского государства, несмотря на потенциал ИГИЛ, коалиции США и РФ в последние полтора года с успехом ведут кампанию против террористов. А если, говоря о последствиях общее количество жертв террористических актов на нынешний момент, почти равняется населению небольшой страны.
Из всего вышеупомянутого следует такой вопрос: «А имеет ли место терроризм и экстремизм в Казахстане?» Однозначный ответ «Нет». Неважно, какого ты вероисповедания какой ты национальности совместный вклад в будущее противостояние терроризму и экстремизму вот что объединяет людей со всего мира. И как гражданин своей страны я б хотела сказать: «Задумайтесь, какое будущее вы обеспечите следующему поколение: мир охваченное войной или мир, в котором каждый из нас будет жить спокойно и счастливо».
Тулеубаева Сезим Ержановна
Участник №6: Токсанбаев Данияр Серикбаевич
Тақырыптың өзектілігі: қазіргі таңдағы теріс пиғылды діни ағымдардың дінді саясиландыруы және мемлекет пен дінді бір біріне қарсы қоюында.
Осы тақырып аясында Қазақстанның жүріп өткен тарихи жолында дін қоғамды біріктіруші және мемлекетті алға жылжытушы күш болғанын және қазір де өзінің маңызды міндеттерін атқарып жатқанын көрсету.
Тақырыптың жаңашылдығы: Дінтанушылық, құқықтық және тарихи тұрғыдан шетін көзқарастарға тойтарыс.
Эссе радикалды және теріс пиғылды діни идеялардың қателігін ашуға бағытталған.
Түрлі тарихи кезеңдерде халық бірлігі мен мемлекет тұтастығына қауіп төндірішу түрлі факторлар болғанын білеміз. Жойқын соғыстар мен төңкерістер, табиғи апаттар әлем бедерін талай өзгерткен еді. Алайда жалған діни идеяларды ақиқатқа балап, тар жол тайғақ кешкен ата баба ғұмырын «адасу мен күпірлікке» балаған ой — өрісі тар адамдар тобыры біздің тарихымызда бұрын соңды болмаған еді. Елдің қабырғасын сөгуді мақсат еткен жаудың айласы діни және тарихи оқиғаларды бұрмалау әдісімен, буыны бекімеген жастардың санасын улау. Осыдан «қазақтар ешқашан шынайы мұсылман болмаған», «ұлттық дәстүрлер Аллаға серік қосу», «Мемлекет заңы Алланың заңына қайшы» сияқты тезистер құрастырылды.
Жауап ретінде айтарымыз қазақ тайпалары өмір сүрген Еділ мен Алтай, Қаратау мен Батыс Сібір жазығын қамтитын орасан зор территорияға ислам діні VІІІ ғасырдың ортасы, ІХ ғасырда ене бастады. Ал Жетісу жерінде Х ғасырдың ортасында қарахандар ислам дінін мемлекеттік деңгейге көтерсе, ХІV ғасырда Алтын орда тура сол саясатты бекітті. Одан бөлек 1465 жылы Керей мен Жәнібек бастаған сұлтандар Жетісу шекарасында, алғаш ислам діні мемлекеттік дін болып бекіген территорияда, мұсылмандықты ұстанған тайпалардың басын қосып, Қазақ хандығының қазығын қақты. «Батырды намыс, қоянды қамыс өлтіреді» дейді халық даналығы, ал пайғамбар Мұхаммед оған Алланың игілігі мен сәлемі болсын, қоштасу құтпасында «…сендердің ар намыстарың, мүліктерің, жандарың қасиетті, әртүрлі зорлық зомбылықтан қорғалған» деген. Осы қағидаға сай ата бабамыз елін, жерін, намысын қорғауда зорлық зомбылыққа сәйкесінше жауап қайтарып, жаудың қабырғасын қайыстырған. Нәтижесінде дін мен ұлттық сананың осы бір түйіскен жерінен патриотизм ұғымы келіп шығады. Ата заңымыздың 1-бабының, 2-тармағы Қазақстандық патриотизмді мемлекеттің түбегейлі қызметі ретінде көрсетсе, 12-баптың 5-тармағы кез келген адамның іс әрекеті қоғамдық имандылыққа қол сұқпауы тиіс деп анықтайды. Халық санасында «отанды сүю иманнан» қанатты сөзі дін мен ұлттық сананы ұштастырып, тәуелсіз еліміздің Конституциясына еніп отыр. Қорытындылай келе, тек осы ойдың өзі теріс пиғылды діни ағымның жоғарыда келтірген үш тезисіне қысқа да нұсқа жауап бергенін түйіндеуге болады.
Токсанбаев Данияр Серикбаевич
Участник №7: Жиенғазиева Ақерке Мәдиқызы
«Діни экстремизм көріністерінің алдын алу және терроризм қатерін болдырмау арқылы адамның, қоғамның және мемлекеттің қауіпсіздігін қамтамасыз ету – барлық адамзаттың маңызды міндеті…»
Н.Ә.Назарбаев
Қазіргі таңда діни экстремизм мен терроризм әлемдік деңгейдегі өзекті мәселелердің бірі болып отыр. Лаңкестік ұйымдар діннің атын жамыла отырып, өздерінің саяси мақсаттарына қол жеткізу үшін түрлі әрекеттерге барады. Басқаша айтқанда билікке ұмтылып, елдің бірлігі мен тұтастығын бұзуға талпынады. Түрлі діни ағымдардың пайда болуы біздің елімізде де белең алып бара жатыр. Және оған қосылып жатырған жастардың да саны аз емес. Қандай адам «кәпір» деп туыстары мен достарын, күнәсіз тыныш өмір сүріп жатырған жандарды өлімге қисын? Бұған себеп діни сауатсыздықтан деп ойлаймын.
Елімізде дәстүрлі емес діни ағымдардың таралуы әртүрлі. Бірақ, ғаламтордан алған ақпарат бойынша сарапшылар жихадқа шақыратын экстремистік ағымдар еліміздің батыс өңірінде кең тараған деп жазыпты. Еліміздің қай өңірі болмасын көпшілік қауымның арасынан ұзын сақалды немесе қысқа балақты ерлеріміз бен беті-аузын тұмшалап алған қыздарымызды кезіктіріп қалып жатамыз. Лаңкестік ұйымдар мен олардың әрекеттерінен қоғамдағы адамдардың дінге деген көзқарасы өзгеріп, күмәндары басымдылық танытады. Мысалы, көшеде беті-аузын тұмшалап алған қыз жанындағы адамнан бір минутқа сөмкесін ұстай тұруын өтінсе ол адам бір мезетте айналып кетіп қалуы мүмкін. Себебі ол адамда күдік басымырақ.
Егер де діни сауатымыз болса кімнің кім, ненің не екенін білер едік. Қазіргі таңда дәстүрлі емес діни ағымдар мен лаңкестік ұйымдарға қарсы атқарылып жатқан іс-шаралар жоқ емес. Оның айғағы — еліміздегі мектептер мен жоғарғы оқу орындарында «Дінтану» курстарының жүргізілуі. Мәдениет саласы бойынша театр әртістері қағытпа қалжың араластыра отырып, бұл жолдың лаңкестік әрекетке апаратынын жеткізуде. Яғни, бұл еліміздің, қоғамның, өзіміздің қауіпсіздігіміз үшін. Көп ұлтты еліміздің болашағы жарқын болуы үшін осындай алдын алу іс-шараларына сіз боп, біз боп атсалыссақ, діни сауаттылықты арттыруға көңіл бөлсек еліміздің бірлігі мен берекесі нығая түспек.
Жиенғазиева Ақерке Мәдиқызы
Участник №8: Бақтығалиева Хадиша Бақтығалиқызы
Қазіргі таңда дүр сілкіндіріп отырған маңызды мәселелердің бірі –діни экстремизм. Дін адамзатқа тура жол нұсқаушы ретінде адамды, азаматты адамгершілік тұрғыда тәрбиелеуі, отансүйгіштікті,өшпенділік пен басқыншылықты былай қойғанда, адамдарды теріс іс-әрекет атаулыдан сақтауы керек. Дін қоғамда өзінің сындарлы рөлін атқаруы тиіс, келіспеушіліктердің алдын алуға көмектесіп, әлеуметті біріктіруі қажет. Басымдықтарды айқын және нақты белгілеп, діни білім берудің тәсілдері мен стратегиясын жасап шығару қажет. Бұл аса маңызды іс, өйткені біз қоғамдағы жастардың рөлі туралы айтып отырмыз. Зайырлы білім де, діни білім де адамды тәрбиелеп қана қоймай, оны дұрыс жолға бағыттап, оның ойдан шығарылған бұрмалаушылық нанымдардан айығуына септесуі қажет. Адамдардың діни білімі тек халық игілігі үшін жұмсалуы керек. Біз үшін XXI ғасырдың артықшылығы – қазақстандықтардың сана-сезімінің, білім деңгейінің жоғары болуында,бірақ осылай дей отыра өсіп келе жатқан өскелең ұрпақ пен есті азаматтарымыздың түрлі құрсаулардың арасында қалып қоюы көңіл қоншытпайды. Біз шешімін табамыз деп шығар жолды іздеп жүрген сәтте осы мәселеге қалай кіргенімізді білмей қаламыз. Жастар арасындағы діни сауатсыздық, арнайы және жоғары білімнің болмауы, жұмыссыздық, сондай-ақ жастардың негізгі ақпарат көзі болып отырған ғаламтор мен әлеуметтік желілердегі экстремистік бағыттағы ақпараттардың кең таралуы. Жастар арасындағы шешімін таппаған мәселелер экстремистердің әсер ету қаруына айналып отыр. Бүгінгі радикалды ағымдардың басты мақсаты дін мен дәстүрдің сабақтастығын, сонымен қатар осының негізінде қалыптасқан дәстүрлі рухани құндылықтарды жоюды көздейді.Бейбітшілік пен ынтымақтастықты өзіне мақсат еткен тәуелсіз мемлекетімізде діни-экстремизмге жол жоқ!
Бақтығалиева Хадиша Бақтығалиқызы
Участник №9: Орумбаева Айжан
Религия всегда являлась одним из важных аспектов жизни человека и человечества. Однако именно сегодня этот вопрос стал одним из наитончайших. Возможность понимания религии зависит от нашего отношения к религии в соответствии с ее сущностью, а именно, как к встрече Бога и человека и как к процессу одухотворения человека. Могут ли политика, экономика и другие немаловажные сферы современности понимать и принять эту сущность религии? Именно в этом контексте приобретает чрезвычайную значимость вопрос о религиозном сознании современного человека, так как человек и является активным субъектом, реализующим позитивные возможности религии.
На религиозное сознание следует обратить наиболее пристальное внимание, так как это является немаловажным показателем, отображающим религиозную ситуацию в нашей стране и не только. Религиозное сознание населения нашей страны разделяется так, где часть верующих придерживается традиционных для Казахстана вероисповеданий, другая (намного меньшая) часть является приверженцами новых религиозных движений. Также есть часть населения пассивная в отношении религии, и довольно большая часть людей, позиционирующих себя атеистами.
Все эти сегменты населения Казахстана, выступающие носителями религиозного или атеистического мировоззрения, в совокупности образуют феномен религиозного сознания. Эту сложную структуру религиозного сознания надо иметь в виду при попытке воздействия на него в нужном направлении. Один сегмент может быть восприимчивым к этому воздействию, другой – безразличен, третий выразит протест. Параметры религиозного сознания различаются от социального слоя к социальному слою, от этноса к этносу, от религии к религии.
Но религиозное сознание может быть ложным. Зачастую люди в своем самосознании позиционируют себя в качестве верующих, имея мало оснований для этого. Во-первых, это приводит к завышению числа верующих, что не позволяет выработать адекватную стратегию в сфере религиозной политики. Во-вторых, мнимо верующие люди готовы на протест от имени религии в большей степени, чем реально верующие, по причине поверхностного знания религии и отсутствия в их сознании сдерживающих религиозных факторов. В-третьих, они размывают веру, делая религиозные ценности относительными (сообразно своему пониманию веры – а оно у них искаженное). В силу всех этих причин на феномен мнимой веры нужно обратить внимание на совершенствования государственно-конфессиональных отношений.
Следует разработать формы религиозного просвещения и образования, которые бы не вступали в противоречия со светским характером Казахстана. Надо признать, что религиозное образование несет определенный вызов светскому государству, но позитивных последствий от осуществления этого образования намного больше, чем опасностей.
Орумбаева Айжан
Участник №10: Волков Олег Владимирович
Данное эссе хотелось бы посвятить более глубокому анализу сегодняшней религиозной ситуации в Казахстане. Религиозность, как и другие виды мировоззрения молодежи, имеет довольно сложную структуру. Сама религиозная молодежь в большей мере выступает за сохранение семейных и национальных ценностей, и чем старше поколение, тем оно отличается более терпимым отношением к представителям другого вероисповедания. Молодежь больше, чем старшее поколение, втянута в процесс религиозных отношений и более грамотна в вопросах религии. Именно молодежь отмечает такие факты, что в Казахстане имеются или могут появиться экстремистские религиозные организации. Также молодые люди отмечают и факт существования конфликтов внутри ислама.
На сегодня основную обеспокоенность у населения вызывают три фактора: сильное влияние внешнего фактора, активизация деятельности нетрадиционных религиозных организаций и проблема религиозного экстремизма. Причину появления этих проблем многие связывают как с внутренним, так и с внешними обстоятельствами.
Проблема религиозного экстремизма и терроризма является одним из самых крайних и опасных явлений современности. Казахстан в этом случае оказался втянутым в сферу деятельности международных террористических организаций, в основном исламского толка. При этом Казахстан рассматривается ими главным образом не как зона для совершения возможных терактов, а как своего рода база для осуществления конспиративной работы по подготовке подрывных действий в отношении соседних с республикой государств, в первую очередь Узбекистана. В этом случае безопасность региона следует рассматривать как составляющую часть евроазиатской системы безопасности, являющейся, в свою очередь, частью глобальной системы безопасности.
Немалый процент людей, поддерживающих усиление контроля в религиозной сфере, — это в значительной степени поддержка людей, которые считают, что снижение уровня распространения религиозного экстремизма во многом зависит от «решительных действий» государственной власти. Хотя, как показывает опыт истории, возможности этих действий вовсе не безграничны, а порой и необоснованны. Распространяющаяся религиозно-экстремистская идеология порождает спрос на перманентные «решительные действия», со всеми вытекающими отсюда последствиями. В то же время и предпринимаемые государством меры оказались недостаточно эффективными. Особенно это касается устранения факторов в условиях внутреннего развития, которые способствуют проявлению терроризма и экстремизма. В этом случае основной упор сделан на силовые методы. В то же время внимательное наблюдение за религиозными процессами, происходящими в Казахстане и других странах региона, позволяет сделать вывод о том, что с проявлениями религиозного экстремизма нужно бороться прежде всего методом установления информационно- просветительского режима.
Волков Олег Владимирович
Участник №11: Есалиев Самат Айдарович
В целом религиозную ситуацию в Казахстане можно описать как спокойную и стабильную. Однако изначально толерантное население в условиях огромного многообразия религиозной сферы может оказаться в разных лагерях и стать носителями чуждых ценностей. И уровень религиозной напряженности может возрасти в зависимости от внешних дестабилизирующих религиозно-политических сил на территории Казахстана. Отдельные регионы любой страны, не исключая нашу, в силу этнических и религиозных особенностей вполне могут стать центрами напряженности, и религиозные процессы могут обрести этническую окраску.
Что касается мировоззренческих вопросов, то в последнее время можно увидеть повышение интереса молодежи к новым религиозным культам и движениям, преимущественно зарубежного происхождения. Этот фактор привел к тому что Казахстан стал заполняться различного рода нетрадиционными религиозными направлениями, что привело к факту многообразия религиозной сферы.
На сегодняшний день не проблема религиозного экстремизма может стать доминирующим явлением, а их огромное многообразие, что приведет к закономерному соперничеству различных религиозных течений и движений, раздирающему духовные основы общества. Мы также учитывать, что международный терроризм располагает мощными экономическими ресурсами и для достижения своей цели использует любые уязвимые факторы. Многое определяют социальная среда и политические элиты, использующие верующих и свои народы в политических интересах; важен экономический вопрос.
Так молодежь воспринимает религию как «веру в Бога», тогда как у старшего поколения понимание религии есть «традиция предков». Старшая группа в основном придерживается старых ценностей. У взрослого поколения сказывается здесь среди прочих причин тесная связь религиозного и национального самосознания. С другой стороны, молодежь, даже верующая, с большей вероятностью примет новые ценности из-за большей восприимчивости к изменению ценностных установок. Это связано с тем, что в государстве присутствует идеологический вакуум, который заполняется различного рода религиозными направлениями. Этот фактор говорит о существовании двух проблем: неурегулированность и отсутствие духовных приоритетов во внутренней политике и сильное влияние внешних сил.
Есалиев Самат Айдарови
Участник №12: Сафаров Касымхан Бауыржанулы
Терроризм сегодня – это глобальная , всемирная проблема 21 века. В наше время угроза экстремального терроризма существует во всех странах. Даже в странах Европы, в частности в таких странах-флагманах как Великобритания, Франция и Германия происходят различные террористические акты. За последние 20 лет многие страны ощутили на себе волны терроризма. В качестве примера, можно привести нападение на башни-близнецы в США 11 сентября 2001 года, а из самых последних атак, можно привести пример теракты во Франции, нападение на парижский театр «Батаклан» .С каждым новом терактом, нам преподносят все большее насилие и жестокость, увеличение масштабности последствии и человеческих жертв (жертвами теракта в театре «Батаклан» стали около 100 человек».
Террористические сообщества и организации с каждым годом расширяются во всех смыслах этого слова, по тактической, информационной и ресурсной поддержке, ряды террористов пополняют в основном молодежь Средней Азии и Ближнего Востока. Так как неокрепшую личность легче всего зомбировать и завербовать. Проведя анализ активности террористических угроз, можно и нужно смело заявлять всему миру, что он предоставляет реальную угрозу международному обществу.
Терроризм как вирус проникает во все страны, и не всем странам удается противостоять этой паразитической болезни 21 века. В таких странах как Сирия, Афганистан, а также во многих странах Африки и Ближнего Востока ведется самая настоящая гражданская война из-за террористов. Потому что многие террористические организации придают своей деятельности яркий окрас в виде национально-освободительной борьбы. А общество, иногда воспринимает эту деятельность как благородную. Как можно убивать людей во имя благородной цели? Все это происходит потому ,что все без исключения террористы слепо верят в свою правоту. Завербовавшие их люди, а так же их начальники-вожди заставили их поверить в это. Однако не в этом суть темы. А в том, что терроризм, не важно какие он несет в себе причины, призван создавать реальную угрозу всему человечеству всех стран без исключения. Никто не знает где в следующую минуту, в следующее мгновенье погибнут люди от действии террористов. А незнание порождает страх. А страхом питаются и пользуются террористические организации. Именно поэтому нам нельзя бездействовать и надеяться что это не коснется нас. Нам, а именно молодежи Казахстана нужно действовать вместе, сообща. Ведь именно вместе мы сможем дать отпор этому паразиту 21 века.
Сафаров Касымхан Бауыржанулы
Участник №13: Айтжанова Гулжанат Оңдасыновна
Бүгінгі таңда дін, алдымен, әлемдік және дәстүрлі діндер адамның діни және рухани негіздерін дамытудың негізгі факторы болып табылады. Діннің негізгі мақсаты – адамдағы барлық адамгершілік қасиеттерді сақтау және оларды дамыту. Қазіргі әлемнің, яғни қазіргі Қазақстанның міндеті – жалпы гуманистік құндылықтарды, дәстүрлі діндердің енгізген принциптері мен қағидаларын қазіргі жалпы әлемдік, адамзаттық өркениеттегі бейбітшілікті сақтап қалу болып табылады. Бейбітшілік пен келісімнің нығаюы үшін, діннің біріктіруші, рухани тұрғыдан құрушы фактор есебінде рөлінің күшеюі үшін діни мәдениет пен діни сананы қалыптастыру қажет.
Сырттай қарайтын болсаңыз, Қазақстанда діни түсіністік пен татулыққа арналған шаралардың бүкіл әлемге ықпалы айтарлықтай бола қоймайтын сияқты. Қазіргі кезде әлемнің түкпір-түкпірінде дінаралық, ұлтаралық қақтығыстар болып жатса, оларға Қазақстандағы түсіністікке, тату, бейбіт өмір сүруге шақырған жиындардың ықпалы қандай болмақ? Таяу Шығыстағы еврейлер мен Арабтардың арасындағы діни қақтығыстар, Кавказ халықтары арасындағы қақтығыстар мен Ресейде шовинизмнің бой көрсетулері секілді оқиғалар қаншама? Соларға Қазақстандағы татулық пен келісім қандай дәрежеде әсер ете алмақ? Әрине, бұл жөнінде саясаткерлер түрлі болжамдар пен пікірлер түйіндеуде. Қазақстанның Ұлттық қауіпсіздік органдарының мәліметтеріне қарағанда, діни саяси экстремизм Қазақстанда да бар, ал бұл әрекеттердің өкілдері хизбуттахриршілдер мен «Мұсылман бауырлары» ұйымы. Бұл жағдай шеңберінде, Қазақстан Республикасының президенті Нұрсұлтан Назарбаев бас болып, басқа да мемлекет адамдарының әрекет етуіне түрткі болып, шара қолдануға мәжбүр етті. Сондай-ақ, елбасы Нұрсұлтан Назарбаев «Сындарлы он жыл» атты кітабында былай деп айтады: «Экстремистердің мақсаты — Қазақстанның мұсылман халқы. Осы орайда Қазақстанда үш мыңнан астам діни топтардың, 40-тан аса діни мәзхабтардың ұйғарымымен «Терроризммен күрес жүргізу ұйымы» ұйымдастырылды. Сонымен қатар Н.Ә.Назарбаев, Тәуелсіздіктің 11 жылдығын кұттықтау шарасында, ел үшін маңызды мәселелердің бірі «діни ұйымдар және олардың өкілдерінің жүргізген жұмыстарын қатаң бақылауға алынуы» керектігін айтты. Елімізде «Хизбут Тахрир», «Таблиғи жамағат» сияқты радикалды ұйымдардың өкілдері көбейді. Егер де радикалды ұйымдар дәл осы қарқынмен тарала берсе, ол Қазақстан халқының ортақ мемлекеттік мәдениетке бірігуіне кедергі болады. Сондықтан, Қазақстан халықтарының индустриалдық қоғам құрып, ортақ мемлекеттік мәдениетке бірігуі үшін ең алдымен оған кедергі болатын діни топтарды анықтап, исламның ерекшеліктерін байыптауымыз керек. Өйткені, халқының 60 пайызы мұсылман болып саналатын Отанымыздың ендігі тағдырына исламның әсері мол болатыны анық. Елімізде ислам дінін ұстанушылардың көбейе бастауы бұл діннің принциптеріне ерекше назар аударып, жан-жақты талқылау қажеттігі сөзсіз. Ислам дінінде саяси — қоғамдық, рухани өмірдің барлық саласы қамтылған. Солардың бірі діни сенім және діни төзімділік мәселесі. Ислами идеяларды өркениеттік тұрғыда қабылдап, оларды еліміздің әлеуметтік-экономикалық даму жолында қолдана білсек, біздің қоғамдағы бірнеше мәселелер шешімін табар еді.
Қорытындылай келе, экстремизмге қарсы күрестің бірден-бір жолы — олар туралы өз уақытында шынайы мәлімет беру. Бұл жерде әрине күнделікті ақпарат құралдарының рөлі өте жоғары. Әйтсе де, жасөспірім балалар үшін ақпарат құралдарының беретін мәліметі де жеткілікті емес. Секталардың, экстремистік топтардың қаупі туралы жастарды көбірек хабардар етіп отыру қажет. Ол үшін барлық мектептерде сонымен қатар жоғары оқу орындарында «Дінтану» сабағымен қоса мамандар қауіпсіздік сабақтарын өткізіп, онда экстремистік топтарды, секталарды қалай білуге болатынын түсіндіріп, олардан қалай сақтану жолын көрсетіп отырулары керек деп ойлаймын.
Участник №14: Есмуратова Саяна Асылмураткызы
Религиозный экстремизм на данный момент представляет огромную опасность для общества.Своими жестокими методами пропаганды своей веры, а также отрицанием системы традиционных для общества религиозных ценностей, они являются наиглавнейшей угрозой для современного социума.
Самый главный минус состоит в том, что опасные террористические группировки становятся все более неуязвимыми, в то время как любая персона, которая любит рисковать и у нее или у него нет страха перед смертью,или перед законом…чаще всего они могут стать в глазах закона потенциальными экстремистами.
Ни для кого, не секрет что в почти каждой точке мира существует , так скажем, эта болезнь-экстремизм.Например, чаще всего радикалы атакуют Америку, по многим причинам, но тем не менее страдают ни в чем не повинные граждани. И это безусловно огорчяет и вызывает у любого нормального человека чувства жалости и сострадания. Но, такие случаи участились и в Казахстане, то есть экстремистское движение не обошло Казахстан стороной.Почему, не обошло? Я думаю, нет скорее предполагаю, что объединение исламских государств очень пристально наблюдает за Казахстаном, так как считает нашу родину базой для пополнение числа своих сторонников.
Почему вообще люди становятся экстремистами? Причины возникновения религиозного экстремизма могут быть религиозными, социальными, экономическими, политическими, психологическими, интеллектуальными.
Достаточно много факторов, но еще при более широком анализе может быть обнаружен в противоречиях между внутренним миром экстремиста и окружающим обществом, между верой и поведением, идеалами и реальностью, религией и политикой, словами и поступками, мечтами и фактическими достижениями, светским и божественным.
Как мы можем побороть экстремизом? В первую очередь мы должны уничтожить очаг, для этого необходимо проводить профилактические работы. Такая работа должна быть чётко скоординирована между государственными органами, религиозными и общественными организациями, необходимо объединить все усилия и направить их на предотвращение и профилактику причин, приводящих людей в террористические и экстремистские организации.
Есмуратова Саяна Асылмураткызы
Участник №15: Яна Адактилос
«Терроризм» -это ненависть.
Человека к человеку
Человека к человечеству
Н.А. Назарбаев.
Мы живём в очень не спокойное время, количество угроз и вызовов в современном мире заставляет любое государство которое заботится о благополучии и безопасности своих граждан, принимать меры по прогнозированию и предотвращению террористических угроз. Промедление в этом вопросе очень опасно, и приводит к страшным последствиям. В современном мире терроризм поднял голову, и может нанести удар практически в любой точке земного шара.
К сожалению, угроза терроризма и экстремизма не обошла стороной и наше государство, на территории Казахстана тоже происходили террористические акты, а в сводках новостей очень часто можно слышать о раскрытии и прекращении деятельности очередной экстремистской религиозной группировки. Я думаю, что в этих не простых условиях государству просто необходим чёткий план по противодействию данным угрозам.
Благодаря нашему президенту, Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, была утверждена Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан. Секретариат Совета Безопасности Республики Казахстан дал комментарии к данному Указу Президента РК, в которых отметил: «Государственная программа разработана в соответствии с поручением Главы государства, озвученным 14 декабря 2012 года в Послании Народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Основной целью принятой программы является обеспечение безопасности человека, общества и государства посредством предупреждения проявлений религиозного экстремизма и предотвращения угроз терроризма. Казахстан с первых дней независимости является не просто одним из активных участников борьбы с международным терроризмом, но и инициатором объединения стран в этом противодействии. Эффективным является сотрудничество Казахстана в рамках организаций ШОС, ОДКБ, СВМДА, ОБСЕ и ООН.
Полностью искоренить опасность и угрозу терроризма и экстремизма одними лишь силовыми методами невозможно. Поэтому гражданское население также должно подключиться и принимать активное участие в борьбе за общественный покой. Борьба с терроризмом требует комплексного подхода, который должен включать меры и экономического, и политического, и социального, и правового характера. Я считаю, что только своевременная борьба с терроризмом, может принести положительные результаты. Это долговременная программа, реализация которой зависит от многих факторов. Но, ни для кого не секрет, что решительные и эффективные меры необходимы уже сегодня, т.к. нарастание угрозы терроризма прямо пропорционально девальвации основополагающей идеологии существующего курса –стабильности.
Внутренняя и внешняя политика государства показывает, что предпринимаются все необходимые меры для стабилизации ситуации в стране, а также выявление всех деструктивных течений. Вместе с тем проводится профилактика среди граждан Республики Казахстан, с целью непопадания под влияние экстремистских деструктивных организаций. Между тем, проводится контроль на рынке печатных изданий, на предмет реализации продукции, не прошедших религиоведческуюэкспертизу, также официально запрещена деятельность международныхтеррористических организаций на территории Республики Казахстан, таких как Аль-Каеда, движение «Талибан» и т.д. Казахстан решительно осуждает терроризм во всех его формах и проявлениях и выступает за принятие коллективных усилий мирового сообщества по борьбе с этим явлением, и очевидным является то, что идейным вдохновителем такой политики является Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев.
Яна Адактилос
Участник №16: Жазылбек Алибек Куанышевич
Для начала остановимся на том, что такое религиозный экстремизм. Религиозный экстремизм это толкование некоего вероучения, стремящегося вступить в непримиримое противостояние , включая всестороннее применение физического насилия, насильственное изменение государственного строя с существующими религиозным традициями с целью их коренного изменения или уничтожения. Основой религиозного экстремизма является проявление крайней степени жестокости и агрессивности. К сожалению, эта идеология не обошла Казахстан стороной.
На фоне возрождения традиционного ислама в Казахстане стала наблюдаться и другая тенденция, которая может дестабилизировать социально-политическую обстановку, — распространение радикальных течений ислама, принявших на сегодня форму религиозного экстремизма. Это явление окутало сетью своего течения весь Ближний Восток, постепенно перекинулось в Закавказье и активно проникает в страны Центральной Азии. В свете произошедших событий лета 2011 г. в Западном Казахстане мы видим реальную угрозу развития данной тенденции. Трагические события в Актюбинской, Атырауской , Мангистауской областях демонстрируют нам, что глобализация деятельности различных экстремистских организаций наблюдается и в Казахстане.
Борьба с экстремизмом — вопрос первостепенной значимости в сегодняшнем Казахстане. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе заседания Совета Безопасности 22 июля 2011 г. поручил правоохранительным и иным государственным органам жестко и своевременно реагировать на проявления экстремизма в стране. Несмотря на то, что Казахстан провозгласил себя светским государством, правительство не может остаться в стороне от регулирования отношений в религиозной сфере, так как от этого зависит спокойствие и благополучие республики.
По-моему мнению, религиозный экстремизм и терроризм включительно, ни в коем случае не развивают мир. Насилие порождает насилие. В Казахстане, в стране многонациональной и имеющей место многим религиям, религиозный экстремизм не должен приветствоваться. Принятие программы по борьбе с терроризмом и экстремизмом — решение весьма своевременное и необходимое. Я считаю, что основной упор должен делаться именно на профилактической работе среди общества. Такая работа должна вестись между государственными органами, религиозными и общественными организациями.
Жазылбек Алибек Куанышевич
Участник №17: Туйгунова Айидам Маратжанкызы
Религиозный экстремизм. Что оно представляет и чем опасно? Кем может быть организовано: группой людей, или достаточно одного человека с ярко выраженным стремлением посеять хаос в стране и спровоцировать политическую нестабильность? Как завербовать человека, который нейтрален к политике и религии? В чём отличие между терроризмом и экстремизмом, и как с этим бороться?
Несомненно, эти вопросы актуально не только в данный момент, и не только в нашей стране. Эти вопросы, требующие незамедлительного разрешения, по моему мнению, не смогут оставить равнодушными ни одного гражданина своей страны. И, если мы хотим противостоять подобным чудовищным актам насилия и запугивания, мы должны бороться с этим, изучая сущность и формы этого явления. Во-первых, для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие. Также важно повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики.
В последнее десятилетие понятие «религиозный экстремизм» употребляется все шире, и под ним понимается антигуманная деятельность, исходящая от такой религии, которая пропагандирует насилие.
Религиозный экстремизм – это тип религиозной идеологии и деятельности, который отличается крайним радикализмом, резким ростом напряженности внутри религиозной группы и в социальном окружении. Сущность религиозного экстремизма – отрицание системы традиционных для общества морально-этических ценностей и догматических устоев, агрессивная пропаганда мировоззренческих аспектов, противоречащих традиционным общечеловеческим ценностям. Это проявляется, в частности, в желании и стремлении приверженцев определенной конфессии распространить свои религиозные представления и нормы на всё общество. Характерными чертами религиозного экстремизма являются крайняя нетерпимость к инакомыслию, проповедь своей исключительности и превосходства над окружающими, ксенофобия.
Религиозный экстремизм проявляется не только в религиозной среде; он имеет проявления в сфере политики, культуры, межнациональных отношений. Лозунги, призывы, идеологические акции экстремистских религиозных организаций обращены, как правило, не к разуму, а к чувствам и предрассудкам людей, рассчитаны на некритическое, эмоциональное восприятие, слепую приверженность к обычаям и традициям. А действия, порой крайне жестокие, направлены на то, чтобы сеять страх, подавить противника психологически и вызвать шок в обществе.Безусловно, только с формированием правильного понятия патриотизма, религии, толерантности и будущего, можно предотвратить явление экстремизма и терроризма в стране. Поэтому я не могу не согласиться с народной мудростью, гласящей: «Чем искать лекарство от болезни, ищи путь не болеть совсем».
Туйгунова Айидам Маратжанкызы
Участник №18: Алмасов Елжан Маратулы
В последнее время в Казахстане стали наблюдаться террористические акты или же другими словами — начал развиваться религиозный экстремизм. Это большая угроза для нашей страны. Я считаю, что можно предотвратить развитие данного явления. Я как будущий специалист специальности «Система Информационной Безопасности » считаю, что начало развития этого явления дали социальные сети. Так как через соц.сети происходит обмен неподлежащего контента связанного с религиозным экстремизмом и вербование людей в свои ряды экстремистов. Этим я хочу сказать, что в ряды Национальной Безопасности надо больше специалистов именно занимающихся Информационной Безопасностью, которые будут следить за активностью в соц.сетях.
Но корнем всего этого я считаю, неправильное понимание/толкование священной книги Коран. Потому что главными лозунгом религиозных экстремистов является «Во Имя Аллаха». И из-за этого многие люди боятся религию Ислам. И поэтому я думаю надо внедрить в начальные классы предмет «Религиоведение», чтобы дети ещё с малого возраста правильно понимали свою религию.
Для Меня это не просто эссе, так как моя будущая профессия связанна с борьбой против религиозного экстремизма в информационной сфере.
Алмасов Елжан Маратулы
Участник №19: Товсултанова Седа Зияутдиновна
В современном мире существует различное множество проблем глобального масштаба. Мы живем в очень неспокойное время, потому что каждый день, смотря новости по телевизору или читая газету, мы узнаем об очередном теракте, ставшем причиной гибели десятков людей.
Экстремизм и терроризм – слова, вызывающие ужас, неподдельный страхи и искреннее сочувствие к тем, кому пришлось пережить эти страшные события. Насколько жестоким нужно быть, чтобы беспощадно уничтожать жизни невинных людей? Я никогда не понимала, в чем же смысл всего этого, почему люди просто не могут жить в мире.
В большинстве случаев виновниками терактов являются религиозные экстремисты. Что вообще означает термин «экстремизм»? Мне кажется, что нет границ в определении того, что может восприниматься как экстремизм. Он проявляется в абсолютно различных формах: от вандализма до терактов. Проблема религиозного экстремизма является одной из самых обсуждаемых в мире. Эта проблема очень сложна, ведь темы веры и религии являются болезненными и личными как для отдельного человека, так и для целого общества. Проблемы религии часто затрагивают политику, что приводит к внутренним конфликтам различного рода. По моему мнению, религия и политика ни в коем случае не должны соприкасаться. Примером к этому можно привести нашу Республику Казахстан, которая является светским государством. Люди должны быть толерантны друг к другу, уважать религию и выбор другого человека. Так можно было бы остановить религиозный экстремизм. Конечно, просто от того, что кто-то скажет, что мы должны быть дружелюбны и жить в мире, все глобальные проблемы не исчерпают себя. Очень сложно найти выход и решение в отношении религиозного экстремизма.
«Толерантность — это источник мира, а отсутствие толерантности — это источник беспорядка и неурядиц.»,- говорит Пир Байл. И я согласна с ним. Надеюсь, я застану светлое будущее, где люди прекратят спорить и пропагандировать свою религию, вызывая этим беспорядки и волнения. Давайте вместе скажем «Нет» религиозному экстремизму!
Товсултанова Седа Зияутдиновна
Участник №20: Жұмақанова Эльдана Төлегенқызы
Қазіргі ХХІ ғасырдың ең өзекті мәселелердің бірі бұл – экстремизм (тероризм). Менің өз түсінігім бойынша экстремизм, тероризм деген ұғым ол түзу емес жолға түсіп кету, яғни дін жолынан адасу. Күнделікті қоғамда, жастар арасында болсын, ересек адамдардың арасында осындай адасқан адамдар жоқтың қасы болып отыр.
Мысалға, бір ересек адамды алайық. Ол қарапайым адам, басқа адасқан адамдар оны өз ортасына, яғни сектаға тартып алады. Ол адам көбінесе күнделікті қолданыстағы сөздерді емес, жаңа басқаша сөздерді пайдаланады. Үйіндегі көзі бар ойыншық болсын, сондай заттарды жағып жіберіп отырады.
Жалпы, ұзын сөздің қысқасы оларды Сирияға мысалы «бөтен ел үшін соғыс» деген ұранмен үйретіп қояды. Мысалы, әлеуметтік желі арқылы да адасып кететіндер бар.
Терористтер – менің ойымша, олар ешқай адамды, тіпті кішкентай баланы аямайды. Осы Алматыда, Ақтөбеде болған теракт оқиғасын да мысалға келтіруге болады деп ойлаймын.
Осы экстремизм мен тераризмнің арқасында адамдар үрейленіп, қорқып жүреді. Олар кез келген уақытта, кез келген жерге қорапша, сөмкенің ішіне жарылғыш зат қойып кетеді. Тіпті, кішкентай балаға шейін үстіне жарылғыш зат байлап жарып тастайды. Әр түрлі қоғамдық жерлерге: автобустарға, метроларға, концерттер болатн жерлерге де сондай қауіпті заттар қойып кететін кездер болған.
Қорытындылай келе, Қазақстанымыздың қарулы-күштері мықты болуы керек деп ойлаймын. Тек қана қарулы-күштер органдары емес, кез келген адам өз-өзін жауымыздан қорғай алуы қажет. Өзін, отбасын қауіп қатерден сақтап қалуы керек.
Жұмақанова Эльдана Төлегенқызы
Участник №21: Бейсенбекова Айяжан Маратовна
У всего на свете есть противоположная сторона, как добро преследует зло и как зло преследует доброту. Мир во всем мире иногда преследуется такими вещами как, жестокость, беспощадие и несправедливость. К сожалению, никто не в силах остановить соотношение этих двух сторон. Одним соотношением хорошего с плохим, можно назвать террористические акты, которые творятся в странах мира.
Религиозные проблемы, террористические акты, пожалуй, самый распространенный вариант нарушения покоя в некой стране. Про это пишут в СМИ, говорят, как про самое нашумевшее событие всех времен. Мотивы террористических актов, не оставляют равнодушным никого. Так же и в нашей стране.
Борьба с терроризмом видится мне важной задачей для любого государства. Очевидно, что решить ее очень непросто, но опускать руки нельзя. По своим масштабам это явление уже давно переросло в одну из главных мировых проблем. Его последствия губительны, а жестокость и бесчеловечность перешли всякие границы. Нет сейчас развитой страны, в которой отсутствовало бы антитеррористический комитет. К сожалению, искоренить это отвратительное зло пока не удается. Чтобы добиться успехов в какой-либо мере, применяется множество методов. Борьба только при помощи боевых действий не даст желаемого результата, ведь если уничтожить одну экстремистскую группировку, на ее месте образуется другая. Поэтому против террористов используются как политические, так и экономические и информационные методы. Создание определенных подразделений, деятельность которых объединяет в себе борьбу с террористами и преступниками. С политической точки зрения можно отметить внедрение законопроектов, ограничивающих или запрещающих носить оружие. Информационные методы — это прежде всего антитеррористическая пропаганда, ведь не зря по телевизору, в интернете и газетах терроризм представлен во всех красках.
С уверенностью могу сказать, что любые формы проявления терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушают духовные и культурные ценности, создаваемые человечеством веками. Терроризм — это угроза жизни народов.
Мы на весь мир скажем: нет бесчеловечности, ужасу терроризма и войны! Мы скажем: нет насилию и страданию! Никакая цель не может быть оправдана гибелью людей, а тем более гибелью невинных детей. И это не только Беслан, это не только Нью-Йорк, не только Алматы, это касается всего мира. Наше общее дело — сохранить мирные отношения между народами и остановить жестокость терроризма, нам нужно мирное будущее, мирное голубое небо, мирная и цветущая Земля, общее благополучие и безопасность.
Бейсенбекова Айяжан Маратовна
Участник №22: Тлекқабылқызы Зада — Жансая
В обычный вечер, выходя с учебы или работы, в компании друзей, за чашечкой чая мы рассказываем друг другу о своем сегодняшнем дне, о том, как мы его провели и что было интересного. Про свою интересную профессию, про фильм, который мы смотрели перед ужином, про босса, разозлившегося за то, что ты принес не те бумаги. Или же о том, как тебе поставили двойку за неподготовленный материал. О девушке, которая косо посмотрела на твой внешний вид, о парне, который взглянул на тебя в конце коридора, о кошмарах, что снились прошлой ночью.
Но стоит упомянуть слова «экстремизм» и «терроризм», тут же настает тишина… Вы видите на лицах своих собеседников серьезность, обеспокоенность и даже страх… Вспоминаются видео, фото, новости, которые вы слышали по радио, смотрели по телевизору и в социальных сетях. Вы видели как гибнут тысячу людей, видели трупы в лужах крови, детей, на лицах которых присутствует ужас, страх, слезы и потеря надежды на лучшее… Вы видели безжалостных людей с оружием, нападающих на беззащитных женщин и невинных детей. И это все реально. Это не монтаж и эффекты для фильмов ужаса, все это происходит в реальном мире…
Так что же это такое? Что такое экстремизм и терроризм, что при упоминании этих слов каждый человек перестает улыбаться, замолкает и погружается в свои мысли? Так вот, терроризм – это ужас, который отнимает тысячу, а то и больше невинных жизней, оставляя за собой страх, слезы и горе. Это угроза всему человечеству вопреки их же усилиям противостоять всему творящемуся. И мы все это чувствуем. Мы все боимся. Мы боимся, что это коснется наших близких, наших друзей, знакомых и в конце концов нас самих же.
Все эти террористические акты проходят в Иране, в Ираке, в Афганистане. А в некоторых странах война идет уже не первый год. И вот, разгорелась война между двумя представителями самых мирных религий: война между буддистами и мусульманами в Мьянме. А люди в этих странах живут в жутком страхе. Каждый час, каждую минуту, каждую секунду они ожидают своей внезапной смерти… Что же будет дальше? Терроризм и экстремизм развиваются и уничтожают все на своем пути. И этому можно приводить бесконечное количество примеров.
Мне очень грустно осознавать, что человек готов пойти на эти чудовищно страшные поступки – убивать человека, лишить детей их отцов и матерей, сестер и братьев, запугивать, пытать, отстаивать свои взгляды на религию, не уважая точку зрения других. И ради чего все это? Ради жажды власти. Вот на что способен человек на сегодняшний день.
Я против терроризма не только в своей стране, но и во всем мире! И я буду стараться остановить это. Я приложу все свои усилия, чтобы каждый человек смог позволить себе жить в тихом, спокойном и безопасном мире. И я верю, что мы сможем остановить этот кошмар все вместе!
Тлекқабылқызы Зада — Жансая
Участник №23: Хасанай Алихан Масатұлы
Терроризм появился еще в древнем мире, задолго до получения своего названия. Первой террористической сектой была секта сикариев — боевая еврейская группировка, которая действовала в Иудее в I веке н. э. государства, независимого от Рима и в Палестине в 66 — 73 гг. н. э. Рядом с терроризмом всегда шагали нога в ногу экстремизм и сепаратизм. Если терроризм -это мощная идеология насилия и мера воздействия на решения государственных органов путем угроз, устрашения и причинения вреда обществу, то религиозный экстремизм — это приверженность к определенному вероисповеданию, к крайним взглядам, к преступным деяниям, направленным против личности, общества и государства.
В настоящее время в мире острее, чем когда-либо, стоит вопрос развития терроризма, религиозного экстремизма и борьбы с ними. Казахстан — миролюбивая, светская, демократическая страна, где в мире и согласии проживают более ста национальностей. О терроризме и религиозном экстремизме, мы только слышали, но никогда не думали, что эта проблема появится у нас в Казахстане. Сегодня, они составляют реальную угрозу для казахстанцев. Наше правительство во главе с Президентом Н.А.Назарбаевым борются с терроризмом путем создания и внедрения в жизнь новых законопроектов, создания организаций по борьбе с терроризмом и применением соответствующих мер. Мы поддерживаем наше правительство и однозначно осуждаем терроризм во всех его формах и проявлениях, осуждаем те политические группы, которые выступают против государства и применяют насилие, по отношению к мирным гражданам.
Организаторы террористических группировок массово пропагандируют идеи терроризма, завуалировав его под личиной религии, а также вовлекают в боевую деятельность мирных граждан и преподносят теракты, как единственный действенный способ отстаивания гражданских и других прав. Как жаль молодых красивых парней и девушек нашей страны, которые вошли в религиозные секты, одели одеяния, чуждые нашему свободному народу. Никогда казахская девушка, не ходила в хиджабе, а казахский парень с короткими брюками и длинной бородой. Мы — потомки номадов-кочевников, гордых воинов, защищавших огромную территорию наших бескрайних степей, никогда не прятали свои лица, руки потому, что нужно было воевать за свою семью, родину.
В силу своей молодости, узкого мировоззрения, именно молодые ребята становятся лакомым куском для экстремистов. Сегодня, мы проживаем непростые времена, развивается культ насилия, процветает жестокость, цинизм, обесценена человеческая жизнь, нет морали и принципов. Но, ребята, а как же наши легендарные прадеды, деды, которые погибали за нашу свободу, за нашу жизнь во времена джунгарских, монгольских и других нашествий, в Великой Отечественной Войне! Я такой же, как и вы-молодой парень, студент, учусь, живу, люблю своих семью, друзей, людей. Уверен, в том, что жизнь, прекрасна без чуждого нашему обществу мнения, без чуждой одежды. Считаю, что каждый человек-личность, со своей историей, своим мнением, принципами. Я счастлив, что просыпаюсь утром с чистым сердцем и спокойной душой, потому что никому не причинил зла, никого не обидел — это здорово!
Хасанай Алихан Масатұлы
Участник №24: Мадияр Калменов
В последнее время одной из доминирующих тем в Казахстанском информационном пространстве становится угроза распространения радикального ислама и «вредоносность «нетрадиционных» религий, подрывающих основы государственного строя и нравственные устои общества» — например, в 2007 году таких публикаций насчитывалось 73 процента от общего количества публикаций, на сегодняшний день невозможно посчитать точное количество, но в условиях внутренней угрозы исламистов можно сказать, что и активность в СМИ значительно увеличилась.
Около 10 лет назад, для казахстанского общества основной угрозой была радикальная группировка Хизб-ут-Тахрир, то с 2007 года начинается популяризоваться в качестве основного источника угроз стали позиционироваться, исламисты, относящиеся к «джихадистскому крылу салафитов». На сегодняшний день ситуация значительно ухудшилась в силу того, что постоянные конфликты на Ближнем Востоке, активизировали спящие ячейки радикалов, после появления некой террористической группировки ИГИЛ, салафиты также стали вербовать в свои ряды социально уязвимую молодежь создав некий прецедент в обществе.
На основе проведенного анализа установлено, что те, организации нетрадиционной для центрально-азиатского региона направленности («ИГИЛ», «Хизб ат-Тахрир», «Таблиги Джама‘ат», «ат-Такфир валь-Хиджра», суфийские направления турецкого толка, салафитские группировки) несут в себе угрозу ввиду серьезной разницы их идеологических и религиозных постулатов с местными формами бытования ислама, который строится на принципе политической и социальной адаптации. Тогда как названные и похожие группы не приемлют путь компромиссов, что становится основой конфликта. Соответственно наблюдается тенденция обострения в самом Казахстане, в котором регулирующее деятельность религиозных организаций весьма либерально.
Основными принципами работы органов власти с религиозными объединениями являются толерантность, обеспечение свободы вероисповедания и равенства религий, укрепление в общественном сознании ценности межконфессионального и межэтнического согласия. Это и сыграло важную роль в зарождение деструктивных течений в стране.
Сегодня же, после создание Министерства по делам религий и гражданского общества усиливается правовое влияние в области религии, которое сразу демонстрирует улучшение религиозной ситуации в стране. Также стоит отметить, что предпринимаемые действия вынуждают потенциальных террористов и радикалов покидать страну, соответственно они в поисках своего места под солнцем бегут к своим зарубежным спонсорам.
Мадияр Калменов
Участник №25: Мурат Ибрагимов
Терроризм, как явление политической жизни, многогранен и многолик. Не зря человечеству так и не удалось разработать общее юридическое определение терроризма, хотя данный феномен для всех более чем понятен. Здесь присутствует и противозаконное насилие, как правило, с применением оружия, и стремление запугать широкие слои населения, и невинные жертвы, а применительно к террористическим актам, выходящим за рамки государственных границ, — международный элемент.
Но, так как мы рассматриваем Казахстан, следует разобраться в чем причина проявления таких критических действий со стороны у так называемой «религиозной» части населения. В данном случае, термин «верующий» крайне неудачный, так как есть люди, которые верят в другие силы, поэтому он имеет более широкий спектр применения, в свою же очередь «религиозность» подразумевает узкое направления, и людей, которых можно описать следующим высказыванием «Богу молиться — так они себе и лоб расшибут», эта главная их отличительная черта.
Давайте все же вернемся к теме терроризма и экстремизма в Казахстане, по сути, тема достаточно утрированна, а где то-даже и через чур, в свою очередь, это делается в целях подготовки населения к различным жизненным ситуациям, что гарантирует как минимум в критический момент, общество выступит в качестве основного двигателя в решении государственной безопасности. Не стоит забывать, что потенциальные террористы у нас имеются, но эти экстремистские группировки находятся в замороженном состояние, которые ждут момента, для дестабилизации и подрыву государственных устоев страны, через навязывание чуждых ценностей, это главная преследуемая цель всех радикалов.
Если мы говорим, что у нас проблемы в данной сферы, то их вполне реально решить, при условии, что мы имеем большие ресурсы на разном уровне. Но, явно чувствуется, что провисает кадровый аппарат, отсутствие компетентных специалистов, а также информационное поле со стороны государства полностью отсутствует, соответственно образовавшийся вакуум заполняют представители деструктивных течений, что дает им отрыв для последующей маневренности. Основываясь на собственных наблюдениях, можно сказать, что сегодня вопрос можно решить следующим образом:
-
Объединить усилия экспертов, IT-специалистов и маркетологов;
-
Создать диалоговую площадку, которая позволит обмениться мнениями;
-
Взять на контроль обучение в медресе, для повышения уровня образованности рядового имама.
Мурат Ибрагимов