Терроризмге қарсы комитет

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ҚОҒАМДЫҚ БІРЛЕСТІГІНІҢ РЕСМИ САЙТЫ

Контртеррористический комитет

Официальный сайт республиканского общественного объединения

110

Телефон Антитеррористической службы

Надо ли привлекать духовенство к идеологической работе с населением?

Астана. 20 декабря. Аналитики из разных стран, опираясь на практический опыт, давно пришли к выводу, что стратегия борьбы с терроризмом и радикализацией населения, опирающаяся исключительно на применение репрессивных мер, оказывает лишь фрагментарное воздействие и в целом неэффективна. Они уверены в том, что такая стратегия должна включать в себя помимо правоохранительного компонента еще и социально-экономический, а также идеологический, передает Central Asia Monitor.

Правда, единого мнения по поводу того, кто должен быть ответственен за реализацию идеологической составляющей, нет. Логично предположить, что работать с населением в плане противодействия религиозному экстремизму и терроризму, привития общечеловеческих ценностей должно прежде всего духовенство. Но с учетом наших реалий возникают встречные вопросы: способны ли священнослужители играть роль светочей и бороться за умы казахстанцев и в каком формате они могли бы «сеять разумное, доброе, вечное»? Попробуем разобраться вместе с нашими собеседниками.

Айдар Абуов,

председатель Конгресса религиоведов РК:

– Духовенство в нашей стране, безусловно, вносит большой вклад в формирование духовно-нравственных ценностей народа, в течение 25 лет многое сделано, восстановлено. Религиозные объединения участвуют в деле консолидации гражданского общества на основе светскости и общенациональной идеи «Мәнгілік Ел». Светскость как раз и воспринимается как взаимодействие государства и религии по многим направлениям. Это культивирование здорового образа жизни, воспитание культуры поведения, создание атмосферы уважения в семье и обществе, нетерпимость к коррупции и т.д. Ведь все это зиждется на заповедях и постулатах мировых религий.

Алмасбек Шагирбаев,

научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки РК:

– Духовенство, на мой взгляд, способно занять важное место на идеологическом поле. Другое дело, что на полноценную работу с населением у него не всегда хватает времени – все-таки рыночные условия существования диктуют свои правила игры. Но привлекать священнослужителей к идеологической работе надо. И должен быть охвачен каждый регион страны. Что касается формата, то изобретать велосипед тут не стоит. Во-первых, это как можно более частые встречи с населением. Во-вторых, священно­служители должны вести более активный диалог с гражданами через такой важный на сегодняшний день инструмент коммуникации, как социальные сети, заведя личные аккаунты в «Фейсбуке», «ВКонтакте», «Инстаграме». В-третьих, это разъяснительная и просветительская работа через СМИ.

Марат Толибаев,

блогер:

– Надо ли привлекать духовенство к идеологической работе с населением? Я бы сказал так: не привлекать, а использовать. Раз в обществе есть верующие, государство должно сотрудничать с духовенством. В любой религии есть как конструктивные, так и деструктивные положения. Государство, заинтересованное в сохранении стабильности и мира в стране, конечно, должно использовать то конструктивное, что есть в разных религиях. И, напротив, религиозные учения, призывающие к вражде, ксенофобии, должны искусно дезавуироваться государством и самим же духовенством, которое с ним сотрудничает. Так делается уже несколько тысяч лет. Это не изменить. Да и нет смысла менять.

Мурат Телибеков,

руководитель Союза мусульман Казахстана:

– Духовенство всегда занималось идеологией, ибо религия – неотъемлемая часть государства. Вопрос заключается лишь в том, какую нишу ей определят в системе. В советское время государство не нуждалось в услугах духовенства, ибо чувствовало себя достаточно уверенно, поэтому функция священнослужителей заключалась в том, чтобы не вмешиваться в общественные дела, а в своих призывах ограничиваться лишь совершенствованием внутреннего мира и подготовкой человека к загробной жизни. Самые покладистые из них даже удостаивались чести получить депутатские мандаты и восседать в первых рядах на партийных съездах.

Однако затем ситуация кардинально изменилась. Лишившись прежних идеологических подпорок, государство стало хромать на обе ноги. Наспех созданные идеологические парадигмы не справлялись с возложенной миссией. Проблемы усугубились в связи с ростом религиозного экстремизма. В новых условиях отечественные священнослужители стали откровенно проигрывать конкуренцию зарубежным миссионерам. Одна из причин заключалась в том, что государство по-прежнему хотело видеть только покорных исполнителей, и не более того. В результате общество получило абсолютно индифферентное, запуганное и беспринципное духовенство, озабоченное лишь технологией поедания бешпармака и перебирания четок.

В последнее время можно наблюдать определенную активизацию работы с верующими. Но и это часто вызывает лишь иронию. Некоторые мечети вдруг взялись за трудоустройство безработной молодежи, в провинциальных театрах начали ставить спектакли, осуждающие религиозный экстремизм, а получивших сроки “бородачей” предлагают селить в отдельные тюрьмы. Все эти кустарные методы не дают результатов. Вызывает недоумение пассивность государственных СМИ. Ведь сегодня именно в информационном пространстве идет яростная борьба за умы. Например, многочисленные обращения Союза мусульман Казахстана с предложением реализовать соответствующие телевизионные проекты наталкиваются на глухую стену непонимания. Ответ из всех инстанций одинаков: «На телевидении достаточно передач, посвященных этой тематике!». А то, что эффект от этих передач равен нулю, никого не волнует. Глава Агентства по делам религий РК как-то с горечью признался мне: «К сожалению, многие чиновники смотрят прежде всего на родственные связи и финансовые возможности автора проекта, но отнюдь не на суть предлагаемой идеи». С таким подходом мы, конечно же, далеко не уедем.

Общество нуждается в принципиально новой концепции взаимодействия религиозных институтов и государства. Например, мы предлагали вариант, который позволил бы превратить многочисленных фанатиков и экстремистов в конструктивную силу для решения важных государственных задач. Однако нежелание признавать инициативы, идущие «снизу», страх перед новыми людьми, предлагающими нестандартные решения, не позволяют изменить ситуацию к лучшему. Как-то мы призывали создать в стране мусульманские силы правопорядка. Уверен, что сотни казахстанцев предпочли бы служить в таких дружинах и защищать законность в собственной стране, а не умирать ради мифических ценностей в далекой Сирии. Энергию религиозных масс можно направить в созидательное русло. Выиграют от этого все – государство, общество, верующие.

Несколько лет назад мы совместно с американскими мусульманами планировали открыть в Алматы Центр исламской культуры, призванный положить начало новой модели ислама, способной противостоять идеологии религиозного экстремизма. После поездки в Соединенные Штаты мне удалось увлечь этой идеей местных мусульман. На закладку первого камня в фундамент здания регионального центра намеревался приехать государственный секретарь США. Но, увы! Усилиями отдельных чиновников визит был сорван, а проект заморожен.

Каковы результаты подобной политики? В последующие годы мы увидели теракты в Актобе и Алматы, отъезд казахстанской молодежи в Сирию, стремительный рост сторонников религиозного экстремизма. Государство получило то, чего больше всего боялось…

Серикжан Адилов

Источник: Central Asia Monitor

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: