Уральск. 17 октября. Для представителей областного журналистского пула прошел обучающий семинар-тренинг «Психологические аспекты освещения религиозных тематик в СМИ».
ЗКО – в числе лучших по республике
Инициатива организации тренинга принадлежит КГУ «Центр изучения проблем религий» областного управления по делам религии. Для работы с журналистами были приглашены известные в республике специалисты, доктора психологических наук, члены-корреспонденты Международной Академии психологических наук Куралай Алина и Наталья Фесенко. Слушателями семинара стали журналисты городских, областных и районных газет, работающие в сфере религии, представители областных пресс-служб Духовного управления мусульман Казахстана и Русской Православной церкви, представители общественного объединения «Аманат Жайык», сотрудники правоохранительных органов.
Руководитель областного управления по делам религий Саялбек Гиззатов отметил важную роль журналистики в противодействии религиозному экстремизму и терроризму и пропаганде традиционных духовных ценностей.
– На сегодняшний день, согласно рейтингу Министерства по делам религий и гражданского общества РК, наша область занимает второе место по республике после города Астаны по успешным показателям профилактики религиозного экстремизма и терроризма. Я благодарен представителям средств массовой информации за их вклад в это дело. У нас в области выходят телевизионные программы «Ғибрат», «Руханият», специальная газета «Дүрбі» – «Бинокль», распространяемая в четырех областях Западного Казахстана, материалы на религиозную тематику находят свое место на страницах местных печатных и электронных СМИ. За 9 месяцев текущего года по теме духовности и религии в СМИ было опубликовано 3951 материал, в том числе это телепередачи и статьи в интернет-ресурсах и социальных сетях, – сказал Саялбек Гиззатов.
Семинары для журналистов управлением по делам религий области проводятся традиционно, в этом году было решено уделить внимание психологическим аспектам, в том числе рассмотрению методов, которыми пользуются адепты нетрадиционных и деструктивных культов, и способы защиты от них. Ранее Куралай Алина и Наталья Фесенко уже провели семинар по религиозной грамотности для сотрудников правоохранительных органов, прокуратуры, внутренних дел, национальной безопасности и уголовно-исправительной системы.
Верующие демонстранты
Религиозное чувство, религиозная аддикция и религиозный фанатизм – это три различных понятия, характеризующие не только отношения человека с религией, но и дающие информацию о поведенческой зависимости. Так, если религиозное чувство присуще каждому адекватному человеку, то религиозная аддикция – это форма некой зависимости от религиозных действий и манипуляций.
– С 2011 года мы работаем по изучению религиозной аддикции, то есть зависимости. Рассматриваем наших религиозных деятелей, которые преступили закон, как религиозных аддиктов, то есть, как людей, зависящих от религиозных действий и манипуляций. Наша работа направлена на исследование и изучение. Термин «аддикция» принадлежит Ц. Короленко, под ним подразумевается паттерн стойкого ухода от реальности, достигаемый изменением психического состояния. Мы работали с заключенными, осужденными по статьям, связанным с экстремизмом и терроризмом, в Павлодарской колонии, в большинстве случаев прослеживалась эта линия религиозной аддикции, то есть не вера как духовная потребность, а именно зависимость от религии, торгово-рыночные отношения с богом. Не последнюю роль в этом играют духовные лидеры деструктивных религиозных течений, которые предлагают своим последователям именно такой вариант веры. Почти никому из тех людей не было присуще религиозное чувство, – отметила Наталья Фесенко.
Как сказала Куралай Алина, задача тренеров – показать объективную точку зрения на проблему религиозной аддикции, какие психотехнологии используются нетрадиционными религиозными течениями.
– Различать понятия традиционного и нетрадиционного течения – это одно, важно выделить среди них деструктивные. Деструкция – это то, что ломает человека. На протяжении всей истории цивилизации религия присутствовала в жизни человека, и под традиционными обычно понимаются те религии, которые имеют давнюю связь с человечеством, связь с культурой, духовностью и цивилизационным развитием. Есть новые религиозные течения, не все из них являются деструктивными. В деструктивном культе демонстрируется чрезмерная увлеченность религиозными идеями, используются манипулятивные методики убеждения и управления. Главная цель деструктивного культа – разрушить личность человека, – подчеркнула К. Алина.
Как правило, адепты деструктивных течений окружают своих неофитов показной и в какой-то степени навязчивой любовью и заботой, создают атмосферу напускного добра, понимания и комфорта, чтобы человек не смог уйти. И если действия верующего человека со здоровым религиозным чувством направлены на то, чтобы жить по правде и совершать что-то хорошее, то для религиозных аддиктов главное – показуха и демонстративное проявление своей религиозности. Как было отмечено в ходе тренинга, многие технологии формирования религиозной аддикции сходны с приемами сетевого маркетинга, и не секрет, что определенные деструктивные организации получают субсидии за каждого нового завербованного члена. Также опасен религиозный фанатизм. Если аддикты, как правило, истероиды, играющие на публику, то религиозный фанатик позиционирует себя как бога или его посланника, очередного мессию, при этом искренне веря в правильность своих суждений. Как было отмечено в ходе семинара, фанатику требуется не помощь психологов или священнослужителей, а полноценное психиатрическое лечение.
На религиозной «игле»
По словам Натальи Фесенко, которая имеет квалификацию клинического психолога, религиозная зависимость имеет много общего с наркоманией, алкоголизмом, что в свою очередь является разновидностями поведенческой зависимости. Доказано, что религиозная зависимость может купировать симптоматику психиатрических заболеваний так же, как, например, прием наркотиков или алкогольных напитков, однако это дает временный эффект, так как любое психическое заболевание имеет тенденцию к прогрессу. Часть аддиктов – это люди, имеющие психические отклонения, и порой чем абсурднее религиозные манипуляции, которые они выполняют, чем больше усилий и напряжения требуется на поддержание необходимого состояния, тем больше привязанность аддикта к деструктивному религиозному течению.
– В деструктивных религиозных течениях человек постоянно подвергается обработке, его радикализуют извне, – подчеркнула Куралай Алина. – Поддерживаемый гомеостаз, внутренняя среда обеспечивает сохранность деструктивного сообщества. В таких культах всегда существует четкая градация: лидер, люди, приближенные к лидеру, основная масса адептов, которые для того, чтобы удержать неофитов в деструктивном течении, рассказывают им истории на грани фантастики о том, что все их проблемы чудесным образом решились, как только они стали приверженцами данного культа. На самом деле все это делается для того, чтобы притупить критическое мышление человека, снизить его восприимчивость и тем самым вовлечь в деструктивное течение.
Адепты деструктивных течений используют самые разные способы индивидуального и коллективного воздействия для пополнения своих рядов новыми «братьями» и «сестрами». Под предлогом заботы и окружения любовью потенциального члена культа, вербовщики стараются выведать как можно больше сведений о человеке, его жизни, отношении в обществе, особенно его интересуют стрессы, проблемы, так как в дальнейшем эта информация может способствовать вовлечению человека в деструктивизм. В беседе вербовщики часто используют манипулятивные технологии – ссылаются на какой-либо авторитетный источник (в данном случае, религиозный текст, Библию, Коран и т.д.), выдергивают отдельные фразы из контекста, толкуют их, искажая смысл, высмеивают взгляды собеседника и запугивают его ужасными последствиями в случае отказа. На этом же работает и так называемая «теория избранности», которой пользуются последователи многих деструктивных течений. Человека убеждают, что только в этом культе он сможет найти истину, обрести бога, получить все блага, которые пожелает, а если же уйдет, то погибнет. В качестве коллективных манипуляций используются занятия, погружающие в транс – хоровое монотонное пение при громко работающей аудио-аппаратуре, медитация, гипноз, холотропное дыхание, при котором происходит перенасыщение мозга кислородом, человек начинает видеть образы в подсознании, которые ему адепты культа выдают за «райские видения». Нередко манипуляции аддиктов могут быть основаны на унижении оппонента и возвеличивании культа. И поскольку у религиозной аддикции такие же механизмы, как у алкоголизма, наркомании и другой поведенческой зависимости, человек очень быстро попадает под влияние адептов культа, и в большинстве случаев для того, чтобы покинуть ряды религиозной организации и вернуться к нормальной жизни, требуется долгая психологическая реабилитация.
Есть ли выход?
Несомненно, весьма тяжело возвращать людей из деструктивных религиозных течений к нормальной жизни в социуме. Требуется время, чтобы устранить психологические деформации, развить критическое мышление, которое было атрофировано за время пребывания человека в культе. Это обоюдная работа для психолога и пациента, то есть человек должен сам хотеть вернуться к обычной жизни и изменить свои взгляды. Критическое мышление также является главной защитой людей, не желающих попасть в сети вербовщиков. Как известно, адепты деструктивных религиозных течений активно используют те моменты, когда у человека повышен уровень стресса, в таких случаях критическое мышление дает сбой. Поэтому важно не дать застать себя врасплох.
Помимо теоретической информации слушатели семинара смогли пройти тренинги, в ходе которых детально ознакомились с действием приемов, используемых в деструктивных течениях, а также каждому участнику семинара были вручены методические рекомендации «Методы психологического воздействия» для специалистов, работающих в сфере противодействия религиозному экстремизму, терроризму и распространению радикальных идей.
Галина Самойлова
Источник: Приуралье