Терроризмге қарсы комитет

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ҚОҒАМДЫҚ БІРЛЕСТІГІНІҢ РЕСМИ САЙТЫ

Контртеррористический комитет

Официальный сайт республиканского общественного объединения

110

Телефон Антитеррористической службы

Возвращение блудного брата

Астана. 23 августа. Противостоять вербовщикам деструктивных сект можно… с помощью психоанализа и арт-терапии. 14 наиболее подготовленных теологов и имамов из восьми регионов Казахстана обучили психологическим техникам, способствующим отказу от радикальных взглядов. Курс для теологов прошел по заказу Министерства по делам религий и РОО “Контртеррористический комитет” в рамках проекта “Теологическая реабилитация лиц, имеющих радикальные религиозные взгляды”. Один из лекторов этого курса — директор Ассоциации центров исследования религий, член совета по связям с религиозными объединениями при правительстве РК Юлия ДЕНИСЕНКО объясняет, как вычислить приверженца нетрадиционного ислама и что противопоставить его убеждениям.

Вопреки сложившемуся мнению внешние признаки (одежда, наличие или отсутствие бороды) не являются характерной чертой приверженности к экстремистским группам. Но есть ряд признаков, которые явно укажут, что перед вами носитель экстремистских или даже террористических идей. Главной отличительной чертой является обвинение в неверии правителя. Соответственно, и всех тех, кто подчиняется светским законам: начиная от министров и работников правоохранительных органов и заканчивая рядовыми гражданами.

Воинствующий экстремист никогда не станет работать в месте, где необходимо соблюдать светские законы, объясняя это нежеланием связывать себя с “кафирским” правительством. Исключением могут быть случаи, когда он следует установке “такия” — сокрытие своих убеждений с целью создания лобби или получения доступа к закрытой информации. На почве этой идеологии они считают дозволенным для себя “кровь и имущество кафиров”, к которым автоматически причисляют всех, кто не разделяет идеологию террора. Таким образом, преступления (убийство, изнасилование, продажа людей в рабство, вымогательство и другие) против “других” выставляются как подвиг борьбы с неверием. Принцип так называемых такфиритов прост: тот, кто не обвиняет оппонентов в куфре (неверие), сам автоматически становится кафиром. Внешне это проявляется в том, что человек отказывается здороваться с людьми, которые не принадлежат к его кругу. Такфир (обвинение в неверии) могут вынести за несовершение намаза, подчинение правителю, нежелание строить шариатское государство. Это характерно не только для такфиритов, но и для других течений, запрещенных на территории Казахстана: “Аль-Кайеда”, “Хизб ут-Тахрир”, ДАИШ.

Членам экстремистских групп присуще фанатичное отстаивание своих взглядов и желаний. За основу убеждений лидеры организаций берут общепризнанные источники (Коран, хадисы, книги известных ученых), но интерпретируют их, подгоняя под свои политические цели. Обсуждение или самостоятельное изучение исламской литературы рядовыми членами не приветствуется, а иногда и вовсе запрещается. Они будут радоваться террористическим актам, воспринимая их как “победу Аллаха и Его Посланника”. И, наоборот, пропаганду мирного сосуществования разных религий воспримут как заговор против ислама и прямую угрозу мусульманскому миру. В этом случае под термином “ислам” они понимают только свое конкретное течение. Поэтому еще одной яркой характеристикой является постоянное подстрекательство против других мусульман, несолидарных с их интерпретацией религии, и критика исламских ученых, выступающих за рациональную богословскую мысль. Часто они не посещают мечети даже в пятницу, так как считают имамов лицемерами, которые  проявляют лояльность правительству. Как и для большинства деструктивных групп, для такфиритов характерно частое употребление специфических терминов в речи, по сути, новояза.

В качестве эмоциональной подпитки используются нашиды (мусульманское песнопение, исполняемое мужчинами соло или в хоре) о военных действиях, создании халифата и тому подобном. Также постоянно обсуждаются темы ада и рая. В подробностях описываются, например, 72 гурии (райские девы), шикарные дома и яства, которые ждут павшего за идею создания халифата воина. Таким образом формируют ложное целеполагание. Как следствие, у приверженцев экстремистских взглядов отсутствует привязанность к семье, чувство ответственности за родных. Значение семьи в радикальных группах извращено и сводится только к удовлетворению сексуальных потребностей. Адептам внушают, что нельзя придавать значение земным женщинам, когда в награду за борьбу с неверными они получат гораздо большее — гурий в раю. Тенденция далеко не случайна. Скорее, это продуманная манипуляция, чтобы в час Х человека ничего не удерживало от совершения террористического акта. Членам таких организаций внушается отчужденное отношение и к собственным родителям, вплоть до отказа от приготовленной матерью еды из мяса. В их понимании не читающие намаз и отказывающиеся принимать идеологию такфира родители считаются кафирами. Соответственно, и животные, заколотые ими, запретны. Всех, кто пытается их переубедить, воспринимают как джахилей (невежда, глупец) или тагутов (слуги шайтана).

Западня для нужного человека

Все мы независимо от уровня культуры, духовного развития и жизненных принципов уязвимы, нравится нам это или нет. Мы можем стать жертвами психологического программирования. Мы хотим быть счастливыми, хотим любви и внимания, стремимся достичь каких-то целей: стать мудрее, разбогатеть, добиться высокого положения, улучшить здоровье, любить и быть любимыми. На это и делают ставку вербовщики. Помните, что в большинстве случаев люди не присоединяются к культам сами — их вербуют. Опытный вербовщик очень быстро нащупает ваши слабые стороны и именно там расставит ловушки. Для того чтобы вербовка состоялась, необходимо, чтобы совпало всего два условия: высокий уровень вашего стресса (потеря близкого, возрастные кризисы, смена места жительства, расставание, развод и т. д.) и чтобы предложение соответствовало вашим интересам. Поэтому не сомневайтесь: если человек очень нужен, “интерес” придумают лично под него. По этой причине в такие группы попадают и очень образованные, успешные люди вопреки сложившемуся мнению о социально незащищенных слоях. Не нужно думать, что вербовщик с ходу предложит верить по-новому, отдать все свои сбережения, отказаться от работы и семьи, отдать свою жизнь. На первом этапе эту правду никто не откроет.

Как не попасть в расставленные ловушки вербовщиков?

Прежде всего тренировать критическое мышление. Это не значит все критиковать, но подразумевает поиск ошибок, несоответствия в словах и поступках, подвох. Ошибка тоже порой путь к спасению. В Америке с детского сада введен предмет “критическое мышление”. Его преподавание продолжается в школе, вузе, докторантуре. У нас такая практика отсутствует, хотя не была бы лишней. К примеру, на Украине разработали в качестве эксперимента краткий курс по критическому мышлению, всего 12 уроков, среди школьников. Так вот, будучи уже студентами, ни один из слушателей тестовой группы на Майдан не пошел. В России вопросами критического сознания занимается мой учитель и известный психолог Евгений Волков. Но есть и другая, глобальная, причина. Объясню на примере. Многие мамы, приходившие ко мне в слезах, просили вернуть ребенка, примкнувшего к культу, но не могли вспомнить, когда последний раз беседовали с ним по душам, когда последний раз обнимали и говорили, что любят. В большинстве случаев именно это и было причиной попадания в западню. Нужно понять: чтобы человек вернулся, его должны ждать, его должны любить.

Словарик типичного такфирита
Если человек употребляет такие слова, это означает, что он вовлечен в экстремистскую секту.
“Амалият”, “ганимат” — военная операция, военная добыча. Этими терминами подпольные джихадистские группировки прикрывают насильственный отбор денег, разбой, рэкет.
“Муртад” — мусульманин, вышедший из ислама, ставший кафиром. Так такфириты называют людей, поддерживающих светские законы и власть, а также ученых, экспертов, выступающих против их идеологии.
“Мушрик” — многобожник. Всех “других” мусульман считают мушриками.
“Тагут” — кафирская власть, то есть светское государство.
“Мухаджир” — переселение с территории неверия в исламскую страну.
“Муаскар” — военный лагерь для подготовки молодого бойца. Употребление этого слова может означать, что человек готов отправиться в Сирию.
Казахстан такфириты считают страной неверия и убеждены, что долг мусульманина — сделать хиджру, переселиться в халифат, то есть присоединиться к ДАИШ.

Тогжан ГАНИ, коллаж Владимира ЗАИКИНА, Астана

Источник: «Время«

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: