Астана. 11 октября. Эта статья затрагивает аспект клинической работы с женщиной, убежденной в преступном деянии, когда она была членом культа. Ее ценности и идеи были изменены во время ее культовой принадлежности. До того, как и в то время пока она была в культе, она показала строгую и жесткую сознательность, и идеал эго совершенства, который зависел от ее принуждения на протяжении всей ее жизни, чтобы угодить авторитетным деятелям. В то время как эта молодая женщина, казалось, не проявляла сознательность с антисоциальными особенностями до ее участия в группе, она выявила множество антисоциальных поведений, пока она была в культе. Можно сказать, что это изменение личности было результатом ее оборонительной идентификации с ее идеализированным моральным кодексом лидера культа, и далее адаптация, которая произошла после продолжительного периода стресса, который она испытала. Чтобы лучше объяснить этот процесс, стоит упомянуть следующее:
1. Призыв и манипуляции харизматического культового лидера
2. Способ взаимодействия культового лидера с уникальными особенностями характера для преобразования нравственного кодекса
3. Слияние индивидуальных уязвимостей и всеохватывающих идеологий.
Вебер (в 1965) описывал харизму как “определенное качество личности, в силу которого он отделен от обычных людей и рассматривается как наделенный сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по крайней мере, исключительными качествами”. Харизматический лидер втягивает последователей в харизматическую сферу влияния и зависит от этого влияния. Есть что-то самоутверждающееся в харизме. Те, кто добивается особой власти, могут по-прежнему полагаться на полномочия, предоставленные им в результате их привилегированного положения. Харизма подразумевает двусторонние отношения между лидером и последователями, и эти отношения могут быть либо авторитарными, либо не авторитарными по стилю.
На протяжении всей истории опасные харизматические культовые лидеры обращались к широкому кругу лиц, с тревожными последствиями. Эти харизматические личности, как правило, приводят молодых людей, часто идеалистических, наивных, и жаждущих мощной родительской фигуры, к их потенциальному уничтожению. На примере Аум Синрекё, стоит отметить что, те, кто завербован в экстремистские группы, часто реагируют на обещание быть на пути, чтобы почтить какую-то версию Бога; они приходят, чтобы увидеть свою смерть, как способ обеспечить драматический смысл и значение для их жизни.
В попытке получить представление о мощных отношениях между харизматическим лидером и группой, группа начинает испытывать лидера, как нового отца фигуру, с которым необходимо ровняться и идентифицироваться. Путем отождествления с лидером, суперэго последователей могут измениться: взаимное отождествление всех последователей, проистекающее из идеализации лидера, способствует освобождению последователей от моральной ответственности за свои действия, которые они принимают по указанию лидера. По мере того как группа становится более авторитарной, интенсивность абсолютной системы убеждений возрастает, также как и спрос на личную приверженность идеалам лидера. Одновременно в культах последователи побуждаются подавлять негативные чувства или сомнения относительно лидера и культового опыта.
Источник: Aberbach David “Charisma and attachment theory: a crossdisciplinarity interpretation”, International Journal of Psychoanalysis, 2005, 76(4), 845-855.