НУР-СУЛТАН, 18 декабря. Трагедия маленького человека ворвалась в поток новостей 17 декабря 2010 года. 26-летний Мохаммед Буазизи, уроженец провинциальной части Туниса, поджег себя перед зданием мэрии городка Сиди-Бузид. Оказавшиеся рядом люди повели себя безучастно, а некоторые, думая, что речь идет о шутке, снимали сцену на камеры телефонов. Когда к Буазизи все-таки бросились, чтобы потушить огонь, оказалось, что тело мужчины обгорело на 90%. Тунисец умирал еще две недели и скончался в январе следующего, 2011-го года. К этому времени полыхал уже весь Тунис, а власть его долговременного правителя Зин аль-Абидина Бен Али оказалась на волоске, пишет ТАСС.
Взмах спички
Самосожжение Буазизи запустило цепь событий, каждое из которых неумолимо влекло следующие. Родственники Буазизи развернули акцию протеста, требуя компенсации от мэрии. По их призыву на площади тунисского городка стали собираться все, кто был недоволен местными властями. Волнения привлекли внимание телеканала «Аль-Джазира», критически настроенного к Бен Али. Протесты попали на большой экран. И разгорелись с новой силой в столице страны, где единомышленниками Буазизи посчитала себя неустроенная студенческая молодежь. Распространился слух, будто самоубийца был из их числа: окончил университет, но не смог найти себе работу по профессии, вот и подрабатывал на рынке. Тунис — главный город одноименного государства — запылал.
После того как Бен Али покинул страну, а Буазизи скончался, Фаиду Хамди, женщину, чей удар запустил цунами, выпустили на свободу вместе с другими заключенными, отбывавшими срок по политическим причинам. Всерьез наказывать ее не стали. В истории арабского мира открывалась новая страница.
Мир замер в ожидании
Это предопределило выигрышную тактику для прежнего порядка на всем Ближнем Востоке: затягивать противостояние. Тем, кто навязывал оппозиции длительную игру, давались и победы, а вместе с ними открывался и шанс на выживание.
Но прежде нужно было переждать удар Запада. В 2011 году он вмешался, чтобы свергнуть Каддафи. В нападении участвовали и страны Залива, началась международная военная операция. Однако низвержение диктатора выявило все ту же проблему: несходство сражающихся по одну сторону групп между собой, разность их интересов и неспособность воссоздать центральную власть после победы. За первой гражданской войной в Ливии (2011) последовала вторая, длящаяся с 2014 года по наши дни. Иногда ее подразделяют на две гражданские войны.
Весна на арабской улице
Одновременно с этим тикал счетчик: возрастал ущерб. Прежде всего он измерялся в количестве погибших — но этим не ограничивался. Пострадала и экономика — вверх пошла инфляция, а безработица, выводившая людей на улицы, только усилилась, рост ВВП затормозился или ушел в минус. В странах, охваченных боевыми действиями, родился новый вызов: беженцы. Из 13 млн сирийцев, покинувших свои дома, 6 млн выбрали остаться на родине, а остальные двинулись за рубеж, добравшись в том числе до стран Евросоюза. Переселенцы отправились за лучшей долей и из других горячих точек: Йемена и Ливии. В маленький Ливан, который революционные потрясения обошли стороной, из соседней Сирии прибыл миллион беженцев, составивших в общем исчислении восьмую часть всего населения страны. Подавляющее большинство из них так и не вернулось в свои дома.
Еще одним итогом опрокинувшейся волны стало усиление на Ближнем Востоке стран, придерживающихся строгого ислама. Притом что ИГ, запрещенное в России, потерпело поражение, фундаменталистские монархии Персидского залива — Саудовская Аравия и Катар — укрепили свое влияние. Вероятно, и не могло быть иначе из-за вакуума силы, который в начале прошлого десятилетия постепенно ощутили все на Ближнем Востоке. Региональные тяжеловесы повсеместно стали занимать место США и Запада, продемонстрировавших в ходе «арабской весны», что не обладают видением того, как решать проблемы исламского мира, — не знают, перед кем имеют обязательства, а перед кем нет, кого и насколько уверенно им следует поддержать. Ведь многие диктатуры, оказавшиеся под ударом и обрушившиеся, в прошлом имели репутацию союзников США.
Америка на перепутье
Вопреки расхожему утверждению, что «арабская весна» была выгодна Западу, на деле она поставила его в тупик. К 2011-му ушли в прошлое надежды президента Джорджа Буша — младшего, готовившего построение демократии в зоне дислокации американских войск. Затяжное присутствие США и их союзников в Ираке и в Афганистане повсеместно признавали бесплодным. Но и ответить отказом сотням тысяч демократических манифестантов Запад не мог. Приходилось делать выбор. Поддержав их, Запад пожертвовал давними отношениями с египетским правителем Хосни Мубараком, союзником еще по борьбе с Саддамом Хусейном: на политическом языке Ближнего Востока это воспринималось как предательство. А когда удар нанесли по Каддафи, ливийцы разгласили сведения о своих тайных финансовых сделках с властями Франции. Замаячила тень еще одного обмана.
В 2020 году после всех перипетий США могут вновь вернуться к мыслям об интервенционизме. Возможно, так следует понимать выдвижение кандидатом в государственные секретари в администрации Джозефа Байдена Энтони Блинкена, в 2013-м убеждавшего президента Барака Обаму принудить Башара Асада к переговорам о передаче власти силой и разочарованного компромиссом, на который посчитал нужным пойти Белый дом. Сам Джозеф Байден оставил память о себе как о стороннике интервенции в Ирак, хотя в наши дни вспоминает свою тогдашнюю линию без воодушевления. Зато в 2000-е он выступал за большие перемены на Ближнем Востоке, допускавшие разъединение Ирака на части.
Еще одна держава, вовсе не исключающая для себя новых интервенций, — это Турция. Начало «арабской весны» представало как внешнеполитческий триумф Анкары, ведь пришедшие к власти в Египте умеренные исламисты оказались ее полными единомышленниками, а сторонники тех же взглядов в Сирии вели уверенное наступление на позиции Башара Асада. 2013–2017 годы принесли туркам горькие разочарования — а демократическому исламизму упадок и оттеснение от власти. Зато в самой Малой Азии синтез этих двух начал — мусульманской религии и демократии продолжил делать успехи — символом чего стала передача верующим (с согласия общественного мнения) музея Айя-София, постепенная исламизация образования и массовой культуры. Турция становится витриной демократического исламизма в надежде, что ее пример когда-либо еще будет востребован на Ближнем Востоке.
Еще один фактор, содействующий волнениям, — смена поколений. Его значимость иллюстрирует Алжир. Пережив гражданскую войну с исламистами в 1990-е, в 2011 году эта страна оказалась в стороне от «арабской весны». Однако спустя еще восемь лет, поддержанные молодежью, волнения начались и привели к смене власти, пусть и без прихода на ее место оппозиции. На рубеже 2020-го и 2021-го Алжир остается одной из потенциальных взрывоопасных точек в исламском мире — очагом возможного нового витка «арабской весны».
На более глубоком уровне так и не решенным остается вопрос, насколько объединимы в условиях Ближнего Востока исламистская идеология, то есть проект созидания общества вокруг принципов религии, и демократическое мироустройство, вдохновленное Западом. Спонтанное соединение обоих начал потерпело фиаско, при этом для торжества чего-то одного — либо либерального народовластия, либо политического ислама — участникам исторических событий пока что не хватает сил.