Терроризмге қарсы комитет

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ҚОҒАМДЫҚ БІРЛЕСТІГІНІҢ РЕСМИ САЙТЫ

Контртеррористический комитет

Официальный сайт республиканского общественного объединения

110

Телефон Антитеррористической службы

Асылбек Избаиров: Любой переход или действия в сторону одной из конфессии нарушает принцип светскости

Астана. 10 июля. Государство всерьез взялось за религиозную сферу. Ответным «пряником» на экстремизм, в том числе религиозный, послужила Концепция государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017–2020 годы, которую недавно утвердил глава государства. Документ, состоящий из 27 страниц, призван если не решить проблемы с радикалами, то, во всяком случае, уменьшить их влияние в Казахстане. В документе особое значение придали понятию светскости. Авторы документа надеются, что задачи государственной политики в религиозной сфере будут решены только посредством достижения приоритетов развития светского Казахстана и обеспечения безопасного и бесконфликтного будущего для страны. Профессор кафедры религиоведения ЕНУ им. Л. Гумилева Асылбек Избаиров интервью «Саясат»  попытался расставить точки над «I» вокруг этого документа.

— Недавно власти сообщили о принятии Концепции в религиозной сфере Казахстана. Какую оценку вы можете дать этому документу?

— В первичном варианте проекта Концепции были расписаны основные индикаторы по профилактической работе, а также цели, которые должен Казахстан достигнуть к 2020 года. А последнюю редакцию я не читал.

— Концепция – начало той практической работы, о которой государство заявляло, создавая профильное министерство. Как мы понимаем, осенью ожидается внесение в парламент ряда законопроектов. Исходя из ранее заявленных целей, что можно ожидать от государства? И какие законодательные инициативы следует ожидать от министерства предстоящей осенью?

— Есть большая вероятность того, что этой осенью мы вновь услышим разговоры о запрете никаба. Но уже на законодательном уровне. Раньше государство старалось перевести условного радикала в традиционный ислам, считая это завершенным процессом. Сегодня уже не говорят о традиционном исламе, скорее идут разговоры о светскости, светском образе жизни, о переводе к светскому укладу и ценностям. Создается впечатление, что некоторые госслужащие  боятся  религиозности как таковой. Хотя если правильно управлять вопросом религиозности в нужном русле, то это, по сути, опора государства. Иными словами, последние заявления госчиновников укладываются в следующий механизм: ограничение роли религий сферой нравственности и этики, т.е. вытеснение религии и духовности посещениями театров, секций. Но надо понимать, что религиозность никуда не уйдёт, просто религиозность, согласно законам синергетики в условиях давление перейдёт в другое качество.  А в какое качество это вопрос? Скорее нужно ожидать постепенный процесс политизации религии. Если масштабно по миру посмотреть на проблему, то мы видим, как идёт процесс столкновения неолиберализма и неоконсерватизма.  Сегодня со стороны государства наблюдается некоторая неподготовленность к интенсивному скачку нового уровня религиозности в обществе и недооценка в религиозной политики огромной нравственной, созидательной и консолидационной роли ислама.

— Каковы ваши прогнозы  в таком случае?

— Попытка государства остановить процесс роста религиозности чревата большими последствиями. Например, зарубежные радикалы не будут говорить о том, что в Казахстане запрещают никаб или паранджу, а скажут, что в Казахстане запрещают мусульманскую одежду, всё мусульманское, тем самым давая поддержку и подпитку для местных радикалов. В свою очередь разъяснения со стороны государства не возымеют должного эффекта. Одним словом, мотивация радикалов к Казахстану усилится.Потом недовольство массой верующих религиозной политикой государство может быть использовано деструктивной политической оппозицией в своих целях. Поэтому нужно понимать, что религия это достаточно тонкая сфера, и нужно быть очень осторожным. В этом деле, в особенности в анализе религиозных процессов, необходимо привлекать квалицированных экспертов.

— Многие задают вопрос – Казахстан – светская страна, но при этом есть министерство по делам религии. На ваш взгляд, это нормальная практика или есть противоречие в этом?

— Для начала надо разобраться с понятием светскости. Оно означает равноудаленность от всех конфессий. Если государство нарушает этот принцип, вмешивается в дела конфессии, то значит, светскость нарушена. Министерство осуществляет законодательное регулирование, чтобы конфессии не выходило за рамки законов. Я из опыта агентства по делам религий знаю, что любой переход или действия в сторону одной из конфессии нарушает принцип светскости.Сегодня как нам кажется, некоторые чиновники придали понятию «светскость» идеологизированный характер, что, понятно, создает проблемы в восприятии связи между светскостью и духовностью. Хотя основным принципом светскости является мировоззренческий нейтралитет и соблюдение закона всеми религиозными субъектами. Если верующий соблюдает закон, то к нему не должно быть никаких вопросов.

— Как в целом вы оцениваете работу министерства по делам религий, и насколько ему удается модерировать такую сложную сферу как религия?

— Оно ещё даже года не проработало. Поэтому приводить заранее результаты сложно. Но надо понимать мировые тенденции, согласно которым есть рост противостоящих неолиберальных и консервативных тенденций. Посмотрите на Европу. Роль традиционных консервативных религиозных центров и национальных движений усиливается. В мире в обществе все больше растет спрос на духовность, на высокие нравственные ценности и идеалы, на устой идентичности. Идет процесс роста религиозности. Это мировые тенденции и люди в тех же государственных учреждениях должны осознавать это. Мы должны помнить что ислам, который является стержнем казахского самосознания. Мы может быть во времена колонизации и советского давления устояли как казахи благодаря исламу. Ислам —  это системообразующий каркас нашего общества. И недооценивать этот обстоятельство – это не правильно. Мы должны видеть не только ту сторону, которая приводит нас к сегодняшнему Ираку, Сирии, но и позитивную и созидательную сторону ислама.

Источник: «Саясат»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: