Астана. 26 июня. Распространенное мнение, что многие, кто «радикализировались онлайн» — правоверные мусульмане — ошибочно. Напротив, часть из них не считают себя верующими. Также можно было бы классифицировать боевиков, кого набирали в интернете, как доверчивых, но это не тот случай. На самом деле многих людей, которых поймали в сети онлайн пропаганды — не искали, они сами «нашлись». Они могут быть и высокообразованными и не совсем, молодыми или старыми, как мужчиной, так и женщиной. Даже финансовое положение не показатель.
Общим знаменателем, как считают эксперты, является сочувствие к причине, объединяющей эту группу – чувству, что в их жизни «чего-то не хватает». Радикализация более распространена там, где преобладают условия неравенства и политической нестабильности. Это часто укореняется в людях, кто сочувствует судьбе угнетенных и хотят показать свою солидарность. В Интернете легко можно найти кандидата на вербовку: привлекшего внимание, делая денежные пожертвования, скачивающего экстремистские видео, аудио – пропаганду, участвующего в джихади-чатах или посещающего радикальные страницы в соцсетях.
Радикализация и вербовка в интернете имеют гораздо большие преимущества по сравнению с традиционными (и более рискованными) публичными коммуникациями. Вербовщики могут выходить на огромные аудитории. Причем с минимальными затратами, без необходимости в логистических или иных расходах и вероятности обнаружения. Радикализоваться не значит обязательно упаковать вещи и отправиться на Ближний Восток. Джихадистские группы призывают к экстремистским проявлениям по месту жительства. Более того, риск участия в кибер-джихаде заметно ниже, чем отказ от привычной, комфортной жизни с целью выезда в зоны боевых действий с риском смерти или захвата.
Использование всемирной сети для вербовки и радикализации придумало не ДАИШ. Еще до 11 сентября 2001 года «Аль-Каида» признала результативность использования «новых» медиа. Они использовали Интернет, чтобы транслировать свое послание по всему миру, для набора новобранцев и иных оперативных целей. Большая часть планирования терактов 9/11 произошло с помощью онлайн-платформ. Злоумышленники общались друг с другом через Интернет и исследовали цели для террористических атак онлайн.
Мир начинает понимать, что интернет-сообщества удобны не только для общения. Незаконные вооруженные формирования и террористические организации понимают это как никто другой. Так, исследование методов работы «Аль-Каида» и ДАИШ показывает, что их группы адаптированы на тех же платформах, которые мы чаще всего используем. Они активно пользуются ими для стимулирования внутриорганизационного общения, способствуют радикализации уязвимых слоев населения, мобилизации сторонников и привлечения людей со всего мира. И постоянно совершенствуют свои преступные методы, становясь все более эффективными.
Нуржан Акжан
Специалист РОО «Контртеррористический комитет»
Источник: статья Маегхин Аларид (англ.), журнал «Импьюнити» 26 Мая 2016, №313