Сатпаева. 2 мая. В городе Сатпаев Карагандинской области три местных жителя отправлены в тюрьму на разные сроки по делам «о пропаганде терроризма». Но многое об этих делах прессе недоступно, как и само известие о приговорах стало доступным общественности с заметным опозданием, сообщает Радио Азаттык.
ЗА «ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ» — АМНИСТИЯ, ЗА «ВЕРБОВКУ» — ТЮРЬМА
Нурсултан Боранбай — один из трех «новых» осуждённых за «пропаганду терроризма» в жезказганских краях, некоторые выходцы из которых ранее оказывались в рядах экстремистской организации «Исламское государство» в воюющей Сирии. В Центральном Казахстане, как и во многих регионах страны, заметно влияние нетрадиционных течений ислама, однако социальный портрет их приверженцев неоднозначный. Репортеру Азаттыка удалось узнать, что Нурсултану Боранбаю 23 года, он уроженец Карагандинской области, проживал в Сатпаеве — небольшом промышленном городе с населением около 70 тысяч человек. Боранбай имеет среднее образование, женат, ранее не судим. До своего ареста работал охранником в частной компании.
В декабре 2016 года Нурсултан Боранбай был приговорен к пяти годам тюрьмы за «пропаганду терроризма» и «возбуждение национальной, религиозной розни». Якобы делал он это через социальную сеть «ВКонтакте». По версии прокуратуры, в данной сети Боранбай опубликовывал и распространял видеоролики и аудиозаписи религиозно-экстремистского характера. Следствие назвало его «вербовщиком». Репортеру Азаттыка удалось разыскать одного из адвокатов Нурсултана Боранбая, но он отказался что-либо комментировать, добавив, что всего лишь подменял другого адвоката, имя которого «он не помнит».
Пока шло расследование по делу «о терроризме», Нурсултан Боранбай предстал перед судом за «воспрепятствование проведения следственного действия, в ходе проведения обыска». Как указывается в материалах суда, 14 мая 2016 года в рамках уголовного досудебного расследования был произведен обыск в квартире, где проживал Боранбай с еще одним мужчиной — неким Арманом Ж.
В материалах дела утверждается, что в ходе обыска мужчины вели себя агрессивно и неоднократно пытались разбить видеокамеру, на которую фиксировалось проведение обыска. В материалах суда пишется, что на судебном заседании Нурсултан Боранбай «вину признал полностью, собранные по делу доказательства не оспорил, и в совершённом раскаялся». В итоге суд прекратил производство по делу о «воспрепятствовании обыску», отнесенном к уголовному проступку, был применен закон «Об амнистии в связи с 25-летием Независимости Республики Казахстан». Но в тюрьму молодой мужчина был отправлен уже за «пропаганду терроризма».
«ПРОПАГАНДА ПО ТЕЛЕФОНУ»
Дуйсенбек Тукубаев — второй осуждённый по делу «о пропаганде терроризма». Ему 32 года, и он также проживал в городе Сатпаев, образование среднее, на момент суда женат не был, не работал, ранее имел судимость. Репортер Азаттыка попыталась связаться с родственниками осуждённого, чтобы узнать их мнение по поводу приговора, но приближенные к его семье сказали, что родственники боятся говорить на эту тему.
В материалах дела говорится, что «Тукубаев по телефону оказывал информационные услуги» некоему Байдильдаеву, который ранее тоже проживал в Сатпаеве, но позже якобы «вступил в ряды террористической организации «ДАИШ» в Сирии». Международная экстремистская организация «Исламское государство», или, как ее еще называют, «ДАИШ», признана властями Казахстана запрещенной в стране.
«Предоставляемая Тукубаевым боевику информация была необходима последнему для выработки действий, направленных на незаконное хищение денежных средств, которые в последующем должны были использоваться для нужд МТО «ДАИШ», — утверждает прокуратура города Сатпаева.
Приговором Сатпаевского городского суда от 23 ноября 2016 года Дуйсенбек Тукубаев отправлен на три года три месяца тюрьмы за «пособничество терроризму».
Азаттыку удалось найти адвоката Дуйсенбека Тукубаева. В телефонном разговоре Гаухар Калаганова, назначенная защитником Тукубаева судом, заявила, что ее подзащитный полностью признал вину.
— Он согласился на подписание процессуального соглашения, которое подразумевает признание вины полностью. А признание вины всегда смягчает наказание. В таких случаях адвокат поддерживает интересы своего подзащитного, — говорит адвокат Гаухар Калаганова, добавляя, что такие дела надо освещать в прессе, чтобы молодежь знала об ответственности, чтобы это было «уроком».
«ПРОПАГАНДА В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ»
В том же, 2016 году по обвинению в пропаганде терроризма, распространении идей «вооруженного джихада» в социальной сети «ВКонтакте» был приговорен к шести годам шести месяцам тюрьмы житель Сатпаева Азамат Жадрин. Никакую другую информацию об этом человеке репортеру Азаттыка узнать не удалось. Она оказалась закрытой. Адвокат Канат Сыздыков, который был защитником в суде Азамата Жадрина, отказался от каких-либо комментариев.
Дела этих трех мужчин, обвиненных в «пропаганде терроризма в социальных сетях и оказании пособничества терроризму», были рассмотрены в 2016 году, и тогда же судьи огласили им приговор. Суды проходили в закрытом режиме. Информацию об этих приговорах местные СМИ узнали от прокуратуры недавно, сразу подхватив эту тему.
Осуждённые отправлены в тюрьмы. Однако далеко не вся информация доступна СМИ. Ни прокуратура Карагандинской области, ни Карагандинский областной суд не предоставили репортеру Азаттыка некоторую информацию об этом деле и уточняющие данные осуждённых лиц. В частности, в пресс-службе суда сослались на «закрытость» информации и на некий запрет что-либо вообще говорить по поводу лиц, осуждённых за терроризм.
Источник: Радио Азаттык