Астана. 17 апреля. Зачем террористам радио и телевидение, когда есть Интернет? К счастью, спецслужбы уже выиграли несколько серьезных «боевых» операций против экстремистов во всемирной паутине.
ИГИЛ/ДАИШ некогда прославилась своей изобретательностью и на поле боя, и в пропаганде. В разные периоды своей деятельности ДАИШ применяла разные тактики и приемы:
- засады на колонны,
- точечный снайперский террор
- применение «живых щитов».
В мае 2015 г. группировка построила операцию по захвату города Рамади на массовом применении начиненных взрывчаткой машин, которые бросили на очень узкий участок обороны.
При этом ДАИШ крайне изобретательна и в успешной войне в социальных сетях – развивает свой бренд, распространяет информационные материалы и руководит действиями террористов во всем мире. К этой работе группировка привлекает талантливую молодежь, для которой выпустила специальную брошюру – «Медиа-оперативник, ты тоже Муджахид!». Западный эксперт Чарли Уинтер, изучивший брошюру, пишет, что «маркетинг ДАИШ помог ей силой втиснуться в глобальное коллективное сознание». Остается добавить, что ДАИШ, скорее всего, еще подключился к коллективной террористической генетической памяти, потому что за самим названием и манерой обращения к аудитории брошюры легко прослеживается безумие якобинцев, народовольцев и красных кхмеров.
ДАИШ присутствует на платформах, которые ей не принадлежат – от Twitter до Telegram. Примеры использования киберпространства для борьбы с террористами уже есть – в августе 2015 г. США арестовали и судили супружескую пару Джелин Янг и Мухаммада Дахлаллы. Эти люди рассказывали в соцсетях планы проникновения на территорию, контролируемую ДАИШ, тем, кто жаждет присоединиться к «войне против неверных». В Сирии неустановленный дрон точечно уничтожил Джунаида Хуссейна, британского подданного, хакера и рекрутера ДАИШ, после того как он вышел из интернет-кафе в Ракке – городе, который де-факто является столицей этой группировки. Местоположение террориста установил внедренный в киберпространство агент спецслужб, — по легенде, он спрашивал всех, как присоединиться к ДАИШ. Так он втерся в доверие к Джунаиду.
Telegram — выбор №1 среди террористов
С середины 2015 г. Twitter заблокировал 360 000 профилей пользователей, нарушивших запрет на пропаганду терроризма. За ними последовали Facebook и Google. Их, а также целый ряд других компаний в области информтехнологий, обязали заниматься контрпропагандой терроризма и жестко пресекать действия последователей такового.
В марте 2015 г. ДАИШ запустила свой сайт KhelafaBook, который должен был привлечь эти самые 360 тысяч. Сайт просуществовал недолго и закрылся, а ДАИШ переключила внимание на другие методики и приемы – форумы с запаролированными доступами и конечно Тор – анонимный интернет-браузер. Многие последователи группировки от крупных международных платформ перешли к мелким «прогам» — многочисленным сервисам электронной почты и обмена сообщениями со сквозным шифрованием — ProtonMail, Surespot и Telegram. Их непроницаемость делает пока невозможным установить количество людей, поддерживающих группировку ДАИШ на каждой из этих платформ.
Тем не менее, в 2016 г. два исследователя, Латих Альхури и Алекс Кассирер, в своем исследовании Tech for Jihad (Технологии для джихада) написали, что Telegram – «выбор номер один как среди отдельных джихадистов, так и официальных группировок».
В числе используемых приемов – создание большого количества фейковых профилей. Так, например, по заявлениям американских контрразведчиков, жительница штата Миссури Сафья Яссин создала некоторое количество Twitter-аккаунтов, чтобы распространять послания руководства ДАИШ и угрозы осуществить нападения на некоторых федеральных чиновников. Когда ее арестовали в январе 2016 г., ФБР установило 97 профилей на различных платформах, связанных с ней. Женщина многократно нарушала пользовательское соглашение с Twitter, за что некоторые ее профили были заблокированы. Таких примеров множество — понятно, что на сегодня это очень распространенная тактика.
Сегодня некоторые крупные платформы принимают меры, чтобы как-то бороться с пользователями, распространяющими запрещенные материалы и призывающими к насилию. Платформа Google Jigsaw разработала метод переадресации, по которому сторонники терроризма в своем поиске будут перенаправляться на специальные каналы в YouTube, где транслируется контртеррористическая пропаганда. Но это не снимает угрозы со стороны пользователей Тор и Telegram.
Примеры контртеррористических операций в Интернете
Сегодня в кругах экспертов по кибербезопасности циркулирует новый термин – «цифровое внедрение». Борцы с терроризмом в определенное время появляются в закрытых группах последователей и пособников ДАИШ, чтобы изнутри производить некоторые оперативные мероприятия. Практически это случились в январе, феврале и марте 2017 г. на различных социальных платформах. Известно, что группировка ДАИШ публикует онлайн журнал «Румийя». Неустановленные пользователи распространили в социальных сетях и мессенджерах фальшивый номер этого журнала с сопроводительными комментариями, что в выпуске содержится много нецензурированного материала. Другие неустановленные пользователи пустили слух, что журнал на самом деле фейковый и заражен вирусами спецслужб. Настоящие члены закрытых групп стали срочно распространять сообщения своим собратьям с предупреждениями не открывать журнал, чтобы не попасть на радары спецслужб.
Это превосходный пример современных «радиоигр СМЕРШа» с целью запутывания и дезинформации врага, чтобы он хотя бы на время отвлек свое внимание и ресурсы от вредоносной деятельности. В результате совместных мероприятий силовиков и крупнейших платформ террористы постепенно потеряли централизованное присутствие в «большом» киберпространстве и ушли в защищенные сквозным шифрованием многочисленные мессенджеры. Сегодня, выражаясь языком Второй мировой войны, террористы в киберпространстве ушли с оперативного простора большой земли и растворились в лабиринтах подземных катакомб. Как их выкуривать оттуда – новый вызов современной цифровой эпохи.
Источник: 365info.kz