Усть-Каменогорск. 7 марта. Четырнадцатилетняя девочка поссорилась с мамой. После бурных объяснений: «Почему? Все идут на дискотеку, только мне запрещаешь!», пролитых слез заперлась в своей комнате, села за компьютер.
Зашла в социальную сеть «В контакте», желая поделиться с виртуальными друзьями своими переживаниями. Во время следствия не могла объяснить, как и почему оказалась на одном из противоправных сайтов, говорила, что случайно. Видимо, так и было. На эту страницу она зашла впервые. И нашла там именно то, в чем нуждалась в тот момент: успокаивающий музыкальный фон, красивые пейзажи, молодые женщины, сильные благородные мужчины рядом с ними, которые всегда помогут и защитят.
Не знающая арабского языка девочка до поздней ночи ставит «лайки», делает репосты. Скольким виртуальным друзьям она успела разослать призывы идти на вооруженный джихад, не знает. Как и того, кто из них разослал их дальше, кто воспринял этот призыв как обращенный лично к нему.
Шесть лет лишения свободы. Таков вердикт рассмотревшего это уголовное преступление суда.
Об этой трагедии, произошедшей с подростком из Восточного Казахстана, рассказала руководитель отдела Международного центра культур и религий Диана Есенова на семинаре-тренинге «Роль СМИ в освещении государственной политики в сфере религии», организованном областным управлением по делам религий.
— Религиоведческая, психологическая экспертизы, в проведении которых я принимала участие, дали заключение: девочка не осознавала последствий своих действий, не действовала предумышленно, не знала, что такое «джихад вооруженный», — делилась она с участниками семинара.
— Но суд даже с учетом всех этих обстоятельств назначил именно такое наказание.
Решение суда, столь шокирующее на первый взгляд, мы обсуждать не вправе. Видимо, это тот случай, в отношении которого нужно вспомнить: «Закон суров, но это закон». И чтобы столь суровый урок пошел впрок, давайте обратимся к нормам казахстанского законодательства, незнание которых приводит к последствиям печальным.
«Это же еще девчонка неразумная!» — вероятно, такова первая реакция людей, узнавших об этом случае. (В том числе и моя). Но…
«Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за…», — гласит статья 15 Уголовного кодекса РК. В перечне преступлений: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, насильственные действия сексуального характера, кража, акт терроризма, заведомо ложное сообщение об акте терроризма…
Статья 256 УК РК «Пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма» расположена в главе 4 «Преступления против мира и безопасности человечества». Вчитайтесь внимательно в ее нормы:
«1. Пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма, а равно изготовление, хранение с целью распространения или распространение материалов указанного содержания наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества.
2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо лидером общественного объединения, либо с использованием средств массовой информации или информационно-коммуникационных сетей, либо группой лиц или группой лиц по предварительному сговору, наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества».
— Самыми активными в вопросах освещения религиозных вопросов являются интернет-ресурсы, — говорила на семинаре директор ОФ «Правовой медиацентр» Диана Окремова. — В последнее время привлекают к ответственности не только за сам материал, а за комментарии к нему.
Почему за распространение (даже необдуманное, совершаемое без злого умысла) материалов, содержащих пропаганду терроризма, предусмотрено столь суровое наказание, во многом объясняет вынесенный на публичное обсуждение проект Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2017-2020 годы, подготовленный Комитетом национальной безопасности (размещен на официальном сайте КНБ и на сайте антитеррористического центра РК. Предложения принимаются по электронному адресу atc@knb.kz.).
«Субъекты экстремистской и террористической деятельности, испытывающие критическую потребность в пополнении своих рядов новыми рекрутами, налаживании дополнительных каналов финансирования и пособнической инфраструктуры, наращивают интенсивность пропаганды идей радикализма и терроризма», — отмечается в проекте программы. И далее: «Под воздействием нарастающей пропаганды деструктивных идей из интернета и социальных сетей сообщества приверженцев радикальной идеологии пополняются нашими согражданами». При этом отмечается, что «использование социальных сетей позволяет эмиссарам международных террористических организаций значительно расширить свою аудиторию».
Есть над чем подумать, не правда ли? Вообще, думать надо всегда, а если ставишь лайк или делаешь репост какого-то материала, то особенно. Ведь лайк означает «Мне нравится», а репост — это не что иное как «повторная публикация какого-либо сообщения в пределах одного ресурса».