Женева. 26 февраля. Теракты в штабе силовых структур правительства Сирии, произошедшие в субботу в сирийском городе Хомсе, отозвались эхом на межсирийских переговорах в Женеве. Они вызвали первый серьезный всплеск напряженности в и так непростых отношениях делегаций правительства и оппозиции. Лб этом пишет ТАСС.
Взрывы, унесшие жизни нескольких десятков человек, стали первой в этом раунде проверкой участников на готовность оставаться за столом переговоров, а заодно дали им возможность вновь обозначить свои принципиальные позиции, которые по многим аспектам остаются противоположными.
В итоге пока ни одна из делегаций не собирается покидать переговорную площадку. Однако резкие заявления и взаимные обвинения уже зазвучали. Сама ситуация и отдельные высказывания делегации правительства и оппозиционного Высшего комитета по переговорам (ВКП) очень напоминают происходившее в предыдущем раунде женевских переговоров после теракта 25 апреля 2016 года в южном пригороде Дамаска Ас-Сейида Зейнаб. Тогда после обмена колкостями дискуссии были прерваны на десять месяцев.
Дамасский ответ
Опытный дипломат, который уже более 10 лет представляет Сирию в ООН, Башар Джаафари немедленно отреагировал на трагедию в Хомсе и потребовал экстренной встречи со специальным посланником генерального секретаря ООН по Сирии Стаффаном де Мистурой.
Он подчеркнул, что правительственная делегация Сирии готова вести прямые переговоры «только с единой делегацией патриотической оппозиции, которая осудит терроризм». «Мы все знаем, что все платформы оппозиции очень сильно разделены между собой, как вертикально, так и горизонтально», — отметил он.
«Тема борьбы с терроризмом была единственным вопросом на встрече со спецпосланником генсека ООН по Сирии Стаффаном де Мистурой, — сказал Джаафари. — Это приоритетная тема переговоров. Мы будем обсуждать ее, а не списки вопросов де Мистуры». Джаафари имел в виду «домашнее задание» де Мистуры — список тем, который спецпосланник раздал делегациям перед выходными, чтобы те выработали позиции по ним.
Постпред САР при ООН подчеркнул, что потребовал от де Мистуры не только осудить теракты в Хомсе, но и добиться от всех групп оппозиции их осуждения. «Это экзамен для оппозиции. Мы будем считать пособниками террористов любые группы, которые не смогут этого сделать», — сказал он.
Он сделал и более жесткое заявление в адрес своих партнеров по женевскому диалогу, фактически обвинив наиболее радикальных членов делегаций оппозиции в содействии терроризму. «Недостаточно добиться от всех (оппозиционных делегаций. — прим. ТАСС) осуждения терроризма «Джебхат ан-Нусры» (террористическая группировка, запрещена в Казахстане и других странах) или ИГ («Исламское государство», террористическая группировка, запрещена в Казахстане и других странах) и связанных с ними групп, которые меняют имена, как хамелеоны. Необходимо бороться с теми, кто спонсирует терроризм, вместо того, чтобы приглашать их сидеть в первых рядах на церемонии открытия женевских переговоров», — сказал он.
Сирийский дипломат повторил и обвинения в адрес Саудовской Аравии и Турции, которые, по его мнению, поддерживают военное решение конфликта в Сирии и спонсируют «Джебхат ан-Нусру». «Саудовская Аравия поддерживает военное решение конфликта, и об этом свидетельствует заявление министра (иностранных дел Саудовской Аравии Аделя) аль-Джубейра и некоторых других. Турция, в свою очередь, выступает за военное решение, требуя создания в Сирии неких зон безопасности, и это однозначно свидетельствует, что отдельные правительства спонсируют «Джебхат ан-Нусру», что нашло подтверждение в сегодняшних событиях в Хомсе», — сказал он.
Джаафари в то же время отверг предположение журналистов насчет того, что он покинет переговоры, если все оппозиционные делегации немедленно не осудят теракты в Хомсе. «Я этого не говорил. Вы слышите только то, что вам хочется слышать», — сказал он. Глава сирийской делегации подчеркнул, что у него уже назначена новая встреча с де Мистурой во вторник, 28 февраля.
Ход оппозиции
Реакция на требование Джаафари осудить теракты последовала от представителей различных групп оппозиции незамедлительно. На пресс-конференции глава делегации ВКП на переговорах в Женеве Наср аль-Харири отметил, что «эр-риядская платформа» «осуждает любые теракты со стороны всех террористических групп». При этом на пресс-конференции его трижды спросили, осуждает ли он именно прогремевшие в субботу взрывы в Хомсе. Однако ни аль-Харири, ни другие представители ВКП прямого ответа на эти вопросы так и не дали.
В какой-то момент аль-Харири даже выступил с обвинениями в адрес сирийского правительства, став утверждать, что «терроризмом занимаются режим и Иран, а также все иранские вооруженные формирования».
После пресс-конференции официальный представитель ВКП Салем аль-Меслет в комментарии для ТАСС также предположил, что «режим стоит за взрывами в Хомсе». «Даже если нападения устроили «ан-Нусра» или ИГ. Потому что режим облегчил им подход к месту проведения теракта», — считает он.
В значительно более умеренной «московской группе» немедленно заявили о том, что осуждают произошедшие в субботу взрывы и считают, что цель этого преступления — сорвать межсирийские переговоры в Женеве. «Мы самым решительным образом осуждаем любые формы терроризма и все подобные преступления, как и то, что произошло сегодня (в субботу) в сирийском городе Хомс, — подчеркивалось в заявлении «московской группы», поступившем в ТАСС. — Продолжение кризиса создает почву, пригодную для процветания терроризма, поддерживаемого на международном уровне. Эти преступления направлены на срыв переговоров в Женеве, а значит, и против политического урегулирования».
Каких-либо комментариев со стороны «каирской платформы» пока не поступало.
Схожие теракты
Сложившаяся ситуация заставила вспомнить прошлогодний переговорный раунд в Женеве, когда из-за теракта 25 апреля в пригороде Дамаска в центре внимания на переговорах также оказалась борьба с террористами и вопрос о том, кто стоит у них за спиной. Как заявил Джаафари в тот день, «те же люди, которые здесь, в Женеве, заявляли, что хотят говорить о мире, стоят за этим преступлением, это точно те же люди». Прямого осуждения теракта со стороны делегации ВКП не последовало и тогда.
На этот раз, как сообщил сирийский государственный телеканал «Сурия», боевики «Джебхат ан-Нусра» напали на штабы силовых структур в Хомсе. Охрана отразила нападение и не позволила боевикам проникнуть внутрь зданий, однако террористы взорвали имеющиеся у них бомбы. В результате взрывов, по словам губернатора провинции Хомс Таляля аль-Баррази, погибли 30 человек, в том числе начальник военной безопасности Хомса, бригадный генерал Хасан Даабуль, свыше 30 человек получили ранения.
Взрывы в пригороде Дамаска в апреле 2016 года произошли на фоне несоблюдения в целом режима прекращения боевых действий. Нынешнее же перемирие, как отмечал де Мистура, в основном держится. Но даже сам эмиссар ООН считает, что целью субботних терактов в Сирии был именно «женевский процесс».
Источник: ТАСС