Радикализм является очень тяжелой социально-правовой и психологической проблемой. Следовательно, это явление, посредством иллогичных идей, религиозного разногласия, ненависти и политизации религии оказывает дурное влияние на общество.
В наше время люди, называющие себя «Салафитами» приравнивают себя к первым трем столетиям ислама. Первые салафы были приверженцами истинного ислама, но современные группы, назвавшие себя «салафами» не имеют подобных качеств. В современном мире понятия «Салафизм» и «Вахабизм» неразделимы. Основателем понятия «Вахабизм» является Мухаммед ибн Абдул-Уаххаб.
Религиозный экстремизм как принцип радикальной идеологии имеет прямую связь с обществом, в котором пропагандируется с целью укорениться в умах большинства, вызвать ужас в сознании большинства. Наше государство, как и весь мир, не первый год столкнулось с радикализмом, который скрывает свое истинное лицо под маской религиозных или политических идеологий. Среди главных причин радикализации и вовлечения молодежи в террористические организации можно выделить нарастающее распространение идей религиозно-политического экстремизма и ваххабизма, лежащих в основе деятельности «ИГИЛ» и всех ее ячеек, включая «Такфир уал-Хиджра».
В истории вахабизма широко известно течение «Хауаридж». Ведь их действиям присуще жестокость, а всех, кто не присоединился к ним, они считали неверными, что является подобием течения харижитов. По этому поводу ученые говорят о них как о лживых течениях, о группах с неправильной идеологией. Один из них Имам аш-Шахристани в своем труде «аль-Милаль уа ан-Нихаль» о хариджитах: «Каждый человек, который живя среди мусульман, выйдет против общепринятого мусульманами закона, справедливого халифа, его справедливого заместителя, а также против главы мусульман в любое другое время».
Имам ас-Суюти в книге «Шарх Сунан ан-Насаи»: «Эта группировка известна также и под другими именами». Кади ‘Ийяд основываясь на слова Пророка (с.а.у) о хариджитах «они выйдут из веры» называл их «аль-Марика» (вышедшие). Сами они соглашались на все другие имена кроме этого .
Исламские ученые сделали последующие выводы о мировоззрениях хариджитов: «Среди первых и последующих ученых хариджиты единогласно считались неповинующимися Аллаху и Его Посланнику (с.а.у)». Их многочисленные посты, молитвы и поклонения не принесут им пользы.
Им не поможет их открытый призыв к добрым деяниям и запрет на все плохое. Потому что они разъясняют Коран в свою выгоду. Аллах и Его Посланник (с.а.у), справедливые халифы, сахабы и их последователи остерегали нас от них.
На основе вышеперечисленных объяснений ясно видно, какую опасность собой представляют собой хариджиты всему Исламскому миру. Чрезвычайную опасность доказывают предупреждения о их появлении и настерегающие слова Пророка. Наряду с этим, все мусульмане должны знать их признаки и остерегаться их. Такие назидания дошли от самого Пророка (с.а.у) и от великих имамов. К сожалению, на сегодняшний день некоторые мусульмане из-за своей неграмотности, не зная признаков хариджитов, придерживаются их позиций. Вот поэтому рассмотрим доказательства ученых о том, какой вред приносит данная группа всему традиционному Исламу для того, чтобы открыть глаза мусульманам.
Самое первое противоречие хариджитов – они выводят из веры мусульманина, совершившего грех. Это одно из самых распространенных признаков хариджитов. Также иногда к неверным относили мусульман, совершивших малый грех. Отношение к неверным провинившихся стало началом противоречий в Исламской общине. Хафиз Ибн Ражаб сказал: « Противоречия в этой умме между сподвижниками Пророка (с.а.у) и хариджитами началось из-за того, что хариджиты считают неверными грешных мусульман». Хариджиты считают их неверными, относятся к ним как к неверным. После хариджитов у мугтазилитов появилось ошибочное понятие что грешный мусульманин не является ни неверным, ни верующим. После мугтазилитов же появилось понятие муржиев, которые считают грешных полностью уверовавшими. Хариджиты обвиняют мусульман в неверии, сказанном в Коране и сунне как «куфр» — деяния, которые ведут человека в ад. Это показывает их незнание основ религии и непонимание текстов шариата. Поэтому Пророк (с.а.у) говорил о них: «Оставив идолопоклонников, они будут убивать верующих!». Значит, понятия данного течения настолько ошибочны, что они допускают убийство мусульман. А Пророк (с.а.у) наотрез запретил такие действия.
Поэтому никто не в праве претендовать на чужую жизнь и имущество. А по шариату провинившегося мусульманина имеет право наказывать только глава государства или судья. Смертную казнь, а также другие наказания за преступление (хадд) может исполнять лишь уполномоченный этим правом человек. А исполнение наказания не имеющих на то право людей является запретным в исламе судом и анархией. Имам ан-Науауи сказал: «Никто не может наказать за преступление кроме предводителя мусульман».
Двойные стандарты позволяют экстремистки настроенным группам и личностям длительное время находиться в латентной форме, проявляя себя лишь при определенной ситуации. Этот же фактор затрудняет схему их выявления среди других практикующих верующих.
Значит, основываясь на словах сподвижников, мы убедились, что хариджиты всегда и везде оказывают опасность единству и сплоченности Исламского мира. В конце для защиты молодежи от такого вредного течения, оказывающего опасность религиозному миру и единству, нужно найти и исполнять механизм предотвращения деятельности этих групп. Хочется сказать, что вред ложных течений направлен не на религию, а на политику, что следует доказать, объявляя это в научных статьях и в просветительных материалах, что является проблемой, которую следует решать безочередно.
Президент ОФ «Центра по изучению проблем терроризма и экстремизма в Республике Казахстан», докторант (Ph.D) Серик ТАДЖИБАЕВ