АСТАНА, 30 октября. Европол предупреждает: большинство терактов, которые в ближайшем будущем могут быть совершены в ЕС, планируются террористами-одиночками, причём наибольшую угрозу в Западной Европе представляют исламисты, пишет euronews.
Всего две недели назад Абдесалем Лассуэд вверг Брюссель в ужас.
Даже люди из ближайшего окружения тунисца, находившегося в Бельгии нелегально, не знали, что тот собирается совершить террористический акт.
После того как он застрелил двух граждан Швеции и ранил третьего, чтобы «отомстить мусульманам», его супруга, работавшая в парикмахерской, вместе с дочерью укрылась в местном полицейском участке.
«Я никогда ничего не замечала и не видела никаких признаков радикализации. Мы были такой же парой, как и все остальные», — сказала она бельгийским СМИ.
Через несколько часов после нападения группировка «Исламское государство»* заявила, что Лассуэд был «боевиком» этой террористической организации. Однако местные власти предположили, что он действовал в одиночку.
«Гипотеза о том, что речь идёт об «одиноком волке», кажется наиболее вероятной», — сказал федеральный судья Фредерик Ван Лев. Однако через несколько дней после начала расследования французские прокуроры предъявили обвинения ещё двум людям.
В стране объявлен максимальный уровень террористической опасности. В Германии усилена охрана еврейских учреждений. Начеку спецслужбы стран по всей Европе.
Исламисты по-прежнему представляют собой самую серьёзную террористическую угрозу в Западной Европе, и «большинство терактов, которые в ближайшем будущем могуть быть совершены в ЕС, планируются именно террористами-одиночками», — заявил Euronews пресс-секретарь Европола Ян Оп Ген Оорт.
В организации предполагают, что «одинокие волки» не так уж одиноки, поскольку процесс вербовки и радикализации кем-то организован.
Так кто же вербует террористов в Европе?
У каждого волка есть своя стая
В октябре в течение одной недели во Франции и Бельгии произошли два теракта, совершённые исламистами-одиночками: сначала нападение с ножом на школу в Аррасе, затем стрельба в Брюсселе.
Сообщается, что Европол ведёт ежедневный мониторинг событий и принимает меры предосторожности в связи с эскалацией конфликта между Израилем и ХАМАС.
По данным газеты El Mundo, только в Испании под наблюдением спецслужб находится более 300 «волков-одиночек», поскольку эта страна считается транзитной для многих радикалов из Северной Африки в Европу.
«Если мы проанализируем ситцацию с терактами в ЕС, то увидим, что после волны атак, которую он пережил в контексте сирийской войны, интенсивность начала снижаться с 2018 года, — сказала Карола Гарсия-Кальво, старший научный сотрудник по глобальному терроризму мадридского Королевского института Элькано.
Теракты в Париже 13 ноября 2015 года, включая нападение на зрителей концертного зала Bataclan, считаются последней «сложной серией скоординированных атак», организованной «Исламским государством». После в Европе происходили только теракты, совершённые преступниками обособленно.
«Хотя они и действуют в одиночку, но впоследствии, в ходе расследования часто выясняется, что у нападавшего были контакты с другими людьми, связанными с террористическими группировками. То есть они были не так одиноки, как казалось», — добавляет Гарсия-Кальво.
Как вербуют «одиноких волков»?
Цифры, приведённые в последнем докладе Европола, очень чётко характеризуют ситуацию в ЕС. В 2022 году 266 из 330 арестованных на территории Европы террористов были джихадистами.
Одна из ключевых проблем: распространение пропаганды посредством Интернета и её потенциал для радикализации.
Это облегчает уязвимым категориям людей, не имевшим ранее связей с терроризмом, доступ к контенту и идеям экстремистского характера.
«Террористические сети могут нацеливаться на таких уязвимых людей и манипулировать ими, чтобы те совершали террористические акты своими силами, казалось бы, в одиночку, но на самом деле служа целям крупных организаций», — объясняет Ян Оп Ген Оорт из Европола.
«Социальная изоляция и отсутствие надёжной системы поддержки остаются ключевыми уязвимыми местами. Террористы используют эти бреши для распространения своих идей и вербовки новых последователей. Это вызывает особую тревогу, учитывая растущее число молодых людей, в том числе несовершеннолетних, которые подвергаются террористической пропаганде в Интернете», — добавил он.
По мнению исследователя из Королевского института Элькано, крупные мировые террористические группировки, такие как «Аль-Каида»* или «Исламское государство», обратились к Интернету, поскольку их внешние оперативные структуры вышли из строя.
«По этой причине в настоящее время предпочтительной стратегией этих группировок в Европе являются отдельные участники, разделяющие идеологию и цели организации и мобилизующиеся спонтанно», — добавляет Гарсия-Кальво.
Наибольшую опасность, по мнению спецслужб, представляют собой побывавшие в зонах конфликтов, «иностранные боевики», а также те, кто был выявлен в Сети для подготовки к следующему шагу — совершения нападения в одиночку.
«В прежние времена нужно было идти на встречу с разными людьми, слушать речи проповедников джихада. Сегодня всего за пять щелчков мыши можно найти пропагандистские книги и пособия по совершению нападения с ножом», — говорит Оливье Кобергс, бывший следователь Федеральной полиции Бельгии и основатель Европейской обсерватории по борьбе с распространением ненавистьи в Интернете.
«Интернет этот процесс ускорил, потому что получить эту информацию стало легко», — добавляет он.
Ни у одной из стран ЕС нет гарантий безопасности
«Сейсмические толчки» от войны между Израилем и ХАМАС уже ощущаются в Европе.
Призыв к мировому джихаду политического лидера боевиков, одного из основателей группировки Халеда Мешала заставил европейские города готовиться к худшему.
«Палестино-израильский конфликт является одним из ключевых повторяющихся элементов джихадистской пропаганды. Он используется для мобилизации сторонников групп, связанных с глобальным джихадом», — говорит Гарсия-Кальво.
«Сегодня нельзя сказать, что какая-либо страна Европейского Союза в безопасности. Хотя есть страны, которые в большей степени подвержены этой угрозе, такие как Франция, Бельгия, Великобритания или даже Испания», — добавляет она.
Европол предупреждает, что процесс радикализации становится всё более децентрализованным и имеет всё более изменчивый характер.
«Рассредоточенные акторы связываются между собой и вдохновляют друг друга, объединяясь на почве недовольства, выходящего за рамки какой-то конкретной идеологии или групповой принадлежности», — поясняет Ян Оп Ген Оорт.
Эксперты указывают на медиа как на средство усиления террористической пропаганды.
«СМИ сообщают много подробностей о нападавшем и его жизни. Люди видят, что этот человек — такой же, как и все остальные, и хотят пойти по его стопам, потому что отождествляют себя с ним», — говорит Каубергс.
«Именно поэтому мы должны быть очень осторожны в том, чем мы делимся в Интернете, чтобы террористы не превращались в героев, мучеников или святых», — добавляет он.
* Террористическая организация, запрещенная в Республике Казахстан