КОСТАНАЙ, 18 октября. Как учит народная пословица, беда приходит, откуда не ждали. Вот и дела духовные не стали исключением. Сейчас различные деструктивные религиозные течения ведут активную работу по вовлечению в свои ряды граждан нашей страны. Почему казахстанцы ведутся на проповеди религиозных лжепроповедников и как спасти молодежь от деструктивных пабликов в сети рассказал руководитель отдела КГУ «Центра исследований религиозных проблем» Управления по делам религий Костанайской области Диас Дисюков.
– Диас Арманович, что Вы скажете об отличиях традиционных конфессий от деструктивных течений?
– Главное отличие традиционных религий от новых нетрадиционных движений и деструктивных религиозных течений это установление хорошего отношения со всеми религиями, отсутствия рекламы о своей исключительности.
Во-вторых, отсутствует практика обвинения кого-либо в неверии.
В-третьих, любое понятие теологических категорий имеет четкое обоснование и определение. Двусмысленность и неопределенность исключается. Что крайне важно.
В-четвертых, у них есть понимание различия между религиозной жизнью и следованию светским правилам. Не пренебрегают правилом «оправдание незнанием» (незнание определенной нормы религии, являющееся оправданием для верующего) и т.д.
– Почему же люди просто не уходят оттуда, когда почувствуют неладное?
– Хороший вопрос. Человек окутанный «теплом» и «любовью» от адептов религиозного течения, отрешенный от всех привычек и хобби, разорвавший отношения со всеми родными и близкими людьми остается один на один с огромным количеством страхов и комплексов, которые ему ежедневно внушают его только что обретенные «братья». Несомненно, такой человек видит врага в каждом, кто не согласен с ним. Однако этому предшествует этапность его нахождения в рядах ДРТ.
– Какие этапы вербовки?
– Как показывает практика от момента попадания в поле зрения вербовщиков, до совершенной уверенности в правоте своих религиозных воззрений, человек проходит четыре этапа: Человек окунается в теплую атмосферу группы, его окружают заботой и вниманием. Он ощущает свою значимость; Будущему адепту объясняют, что для достижения обещанных ранее благ ему необходимо полностью отречься от своего прежнего образа жизни, характера, привычек и от свободы принимать самостоятельные решения. Разрыв с семьей и друзьями. Любая исходящая извне информация объявляется подозрительной. Все, кто критикует организацию, представляются негативно, и советуется более не встречаться с ними. На последнем этапе человек становится целиком зависимым от организации. Старых друзей больше нет, семейные отношения или оборваны или напряжены до конфликта.
Адепту постоянно внушают чувства вины и страха перед богом.
В итоге вовлеченный адепт, просто не силах принять решение и уйти из деструктивного религиозного течения. Войти легко, а выйти будет очень сложно, в практике не все решаются на такой шаг.
– Почему же казахстанцы черпают религиозные знания из Интернета?
– В большей степени из-за удобства, не желания тратить время на хождения по учебным курсам в мечетях и церквях. Как показывает мониторинг интернет-пространства, он переполнен контентом сомнительных религиозных течений и радикальных организаций, при этом очень высокого качества, продуманного до мелочей, и затрагивает практически все важные аспекты религиозной жизни. Даже такие обычные социальные сети, как «ВКонтакте», «Фейсбук», «Майл.Ру», «Одноклассники» используются для вовлечения своей целевой аудитории – это молодежь от 15 до 30 лет, иногда и старших.
– Как работают вербовщики в социальных сетях?
– Вербовщики создают фейковые аккаунты в социальных сетях с вымышленными аватарками. Добавляясь в друзья, вербовщик приглашает членов сообщества посетить некую онлайн – лекцию с целью духовного развития, знакомства с техникой йоги, развития бизнес – идей и т.д., применяя при этом незнакомые термины или понятия. Цель таких понятий вызвать любопытство и любознательность у вербуемого.
Действуя в сети, вербовщики могут в течении месяца – полугода «втираться» в доверие, проявлять «симпатии», льстить вербуемому. Тем самым вербуемый, или вовлекаемый начинает проявлять интерес к человеку, которого никогда не видел в реальной жизни.
В определенный момент вербовщик предлагает встретиться в реальной жизни, даже предлагает приехать к вербуемому в город, например, в кафе или в парке. При личной встрече опытный вербовщик уже может переформатировать психологическое мышление вербуемого за полтора часа.
-Как избежать нежелательной вербовки в сети?
– Надо понимать, что Интернет не единственный источник получения религиозных знаний, только отчасти и случае наличия у вас соответствующих знаний.
Начинающим интересоваться основами религии нужно приходить в культовые сооружения традиционных религий и только от священнослужителей и устазов можно получить достоверные знания, благо все религиозные курсы бесплатны, при желании всегда найдется время. Чтобы избежать нежелательной вербовки нужно придерживаться следующих рекомендаций:
Во-первых: не стоит искать информацию религиозного характера на сомнительных Интернет-страницах.
Во-вторых: не стоит рассылать или переходить по ссылкам, полученным в мессенджерах.
В-третьих: не стоит разговаривать с незнакомыми людьми в интернете на темы, касающиеся религии.
– Что же мы можем сделать, чтобы наши родные и близкие не попали в руки к таким организациям?
– Ответ банален и прост: оказывать всяческую поддержку близким людям. Демонстрировать необходимость в родном человеке. Просто быть рядом тогда, когда это нужно. Ведь когда человек не находит теплоты и понимания в своем окружении, по своей природе он будет стремиться искать эти чувства в другом месте и среди других людей.
Источник: KAZISLAM.KZ