НУР-СУЛТАН, 17 ноября. В XXI веке международный терроризм начал принимать угрожающие масштабы. Его последствия начал испытывать на себе и Казахстан. Особенно насыщенным на события стал 2012 год. Если обратиться к хронике событий того времени (не все они признаны терактами, да и не во всех из них были задействованы сотрудники Службы специального назначения «А»), то громкие нападения и доморощенные экстремистские атаки стали шоком для казахстанцев. Ледяное дыхание террора делало уязвимыми всех.
Сегодня за плечами «боевого крыла» КНБ немало блестяще проведенных спецопераций, во время которых бойцы доказали свою способность эффективно решать поставленные задачи.
На некоторых из них хотелось бы остановиться подробнее.
«Захлебнувшиеся в пене»
«Куба», прикрывай!» – скомандовал коротко «Стамбул» своему боевому товарищу…
6 лет, посвященных своему любимому делу, «Стамбул» изо дня в день оттачивал навыки бойца специального подразделения «А». Простой деревенский парень, имея за плечами военное образование пограничника, не было ни дня, когда бы он не работал над собой. Тренируя тело и критическое мышление, так необходимое бойцу для принятия моментального решения в трудную секунду, он учился стрелять без промаха, осваивал новые виды вооружения. За необузданный характер степного парня сослуживцы окрестили позывным «Стамбул».
И в этот день, 21 июня 2012 года, для «Стамбула» был обычным, рядовым днем, где на занятиях в штурмовом здании они с ребятами отрабатывали так называемую «зачистку комнат». Внезапно на телефон начальника отдела «Капрала» поступил звонок от дежурного с приказом «Боевая тревога, собраться всем!», на что «Капрал» спокойным голосом, как ни в чем не бывало, озвучил «Опять сорвались занятия, собираемся быстро, парни!». Хотя в глубине души он понимал, что это и есть экзамены по всем занятиям…
По быстрым шагам начальника управления «Наймана» мы, сидящие в актовом зале, поняли, что у него настрой очень серьезный, и команда была сухая, без всяких лишних слов: «Ребята, нужно срочно вылетать в Актобе, оперативную обстановку доведу в пути».
Через три часа наша группа была в г. Актобе и мы вместе с оперативниками начали искать террористов. Первыми удалось взять их сообщников, которые пытались скрыться из города, но мы успели их задержать на вокзале. Так нам удалось добыть первичную информацию о террористах.
Это было началом антитеррористической операции…
В этот день лил сильный дождь. Обычная экипировка бойца спецназа весит около 35 килограммов. Бронежилет и костюм «РЭЙД-Л» промокли насквозь и стали тяжелее как минимум на 10 кг.
Мы с бойцами ПСН «БЕРКУТ» встали в цепочку и, тщательно осматривая каждый мазар, начали «зачищать» кладбище. Не успев закончить зачистку, поступила команда «Террористы на СТО», мы всей группой ринулись в автобусы.
Да, иногда оперативная обстановка может быстро поменяться, особенно когда не знаешь, откуда угроза, но мы на то и спецы, готовы ко всем ситуациям…
Приехав в указанный район, мы увидели много людей: военных, гражданских. Кто-то из полицейских показал жестом и кричал нам вслед: «Они там, они там!» Конечно, все были в панике. Для такого небольшого города новость о вооруженных террористах была как гром среди ясного неба.
Первая команда была «Зайти во двор!». Во дворе СТО мы увидели, как люди стоят, спрятавшись в соседних гаражах, на их лицах читался страх…
Не успев еще все осмотреть, мы услышали внезапный выстрел и увидели, как упал боец СОБРа из группы блокирования. Дробина прилетела точно в голову, прямо над правой бровью. Все взгляды были прикованы к нам, мы начали спасать сотрудника. Под огнем, который велся из окна СТО, наши ребята вытащили раненого из зоны поражения, тем самым спасли ему жизнь. Поняв всю серьезность ситуации, мы решительными действиями эвакуировали всех из зоны проведения антитеррористической операции.
Дальше дело за профессионалами…
Чтобы узнать о происходящем внутри СТО, где спрятались террористы, командир группы «Найман» дал команду «Туркмену»: «Подберись максимально близко к окну СТО и забрось «Айсбол». Данный прибор позволяет вести наблюдение внутри помещения, именно такие передовые технологии помогают нам сохранять жизнь сотрудников.
С монитора планшета, куда был подключен «Айсбол», «Стамбул» увидел террористов, обнимающих кислородный баллон, который они хотели подорвать. И в тот момент все поняли, что штурм здания невозможен, это было бы самоубийством…
Штабом поставлена задача – любой ценой взять их живыми, а бойцы спецназа не любят спорить…
Мы начали «брэйншторм», думали, как их вытащить из помещения, и тут мы услышали мнение старого заядлого ворчуна «Туркмена»: «Давайте зальем их пеной, чтобы зажигательные компоненты не подорвались». Именно эти слова и легли в основу наших действий, короче говоря, наш штурм был совершен не по книгам.
Тем временем командир группы «Найман» предложил: «Проломите стену СТО БТР-ом, для того чтобы снайперы могли прикрыть действие группы».
Тут же незамедлительно ринулся в бой войсковой БТР, но получилось так, как обычно в жизни бывает. После первого же тарана сгорело сцепление боевой машины, и водитель БТР запаниковал. Но настрой и дух бойцов Службы «А», выраженные в словах «Да не переживай, мы с тобой!», на него быстро подействовали. Водитель сразу же собрался с мыслями и, заглушив БТР и со всей силы двумя руками потянув за рычаг, сумел включить заднюю скорость, завел боевую машину, и мы выехали благополучно в укрытие. К слову, водитель смог частично устранить неисправность и иронично подметил «Пока можно ездить».
Цель была достигнута: под напором 15-тонной машины ворота в СТО прогнулись, и образовалась щель, но теперь нам необходимо было открыть их полностью, и перед нами возникла новая задача – зацепить дверь тросом от БТРа.
«Хаким» под прикрытием щитовика «Бизона» попытался зацепить ворота, но из глубины темной комнаты СТО прозвучали выстрелы, «Хаким» был ранен, но, несмотря на это, выполнил задачу.
С момента обнаружения преступников с ними постоянно работали переговорщики по рупору, были приглашены родственники некоторых из них.
Мы наблюдали душераздирающую картину, мать одного из террористов уговаривала сложить оружие, а в ответ он назвал её «ведьмой, помощницей кафиров!». Переговоры с террористами не дали положительных результатов.
С момента начала операции мы не снимали экипировку уже двое суток, работая на пределе своих возможностей. Щитовик «Бизон» был одет в бронекостюм весом 50 кг и держал в руках 25-килограммовый щит. Несмотря на видимые так сказать неудобства, каждый из нас знает, что не существует непреодолимых трудностей для бойца ССН «А»…
В ходе подготовки к штурму «Иртыш» изготовил заряд и путем подрыва сделал брешь в стене. В помещение, где находились террористы, было залито 3 тонны противопожарной пены, после добавили столько же воды.
«Штурм! Штурм! Штурм!» – прозвучала команда «Наймана», и под прикрытием боевой машины мы начали операцию. Заметив наши активные действия, террористы с криком «Аллах Акбар» открыли огонь. Подавив контратаку противника, мы двинулись в глубь гаража. Один из преступников остался лежать на кирпичах возле входа, а второй пропал из вида в глубине комнаты. Группа подготовилась к движению, когда вновь появился вооруженный человек и с теми же криками открыл огонь в нашем направлении. Нам пришлось стрелять на поражение…
По результатам антитеррористической операции были ликвидированы два террориста и один доставлен в больницу.
Именно так прошла одна из первых антитеррористических операций астанинского подразделения.
Каждый сотрудник нашей Службы «А», рискуя жизнью, готов с честью стоять на страже Родины, чтобы наш народ жил под мирным небом!
Источник: КНБ РК