НУР-СУЛТАН, 17 июля. Десятки тысяч афганцев в последние месяцы оказались под господством исламистского движения «Талибан»*, после того как боевики захватили большую часть сельской местности на севере страны. «Талибан» вновь ввел в действие многие из своих репрессивных законов, являвшихся характерной особенностью режима 1996–2001 годов. Они в основном касаются женщин и девочек. Об этом пишет Радио Азаттык.
Женщинам запрещено выходить на улицу в одиночку, девочкам запрещено посещать школу. Незамужних женщин принуждают выходить замуж за боевиков.
Такой была жизнь многих афганцев во времена правления сил «Талибана» в 1990-х годах, когда исламистская фундаменталистская группировка захватила большую часть Афганистана.
Сейчас это суровая реальность для десятков тысяч афганских женщин, которые живут в недавно захваченных талибами районах. Десятки сельских районов по всей стране были взяты под контроль движения «Талибан» с начала вывода иностранных войск 1 мая.
Жители северо-восточной сельской местности Афганистана — средоточия ожесточенного военного наступления «Талибана» — говорят, что боевики вновь ввели многие репрессивные законы и ретроградную политику, которые были характерной особенностью их правления в 1996–2001 годах.
Во время своего правления талибы заставляли женщин носить одежду, покрывающую их с головы до пят, запрещали им работать вне дома, ограничивали образование девочек и требовали, чтобы женщин, когда они выходят из дома, сопровождал родственник мужского пола.
По рассказам жителей, многие из этих мер вернулись в районы, которые сейчас находятся под контролем «Талибана». И это, несмотря на неоднократные заявления талибов о том, что они изменились.
«Раньше я могла пойти одна на рынок за продуктами. Я могла пойти в парикмахерскую, — говорит 26-летняя Монира из района Ширин Тагаб в северо-западной провинции Фарьяб (две недели назад талибы захватили этот район. — Ред.) — Теперь женщины угнетены. «Талибан» говорит, что нас должен сопровождать мужчина, если мы выходим из дома. Мы должны полностью покрывать [тело одеждой].»
В некоторых частях Фарьяба талибы запретили магазинам продавать товары женщинам без сопровождающих. Жители говорят, что тех, кто нарушает правила, часто наказывают, в том числе публичными избиениями, — еще одна характерная черта прежнего правления «Талибана».
В некоторых районах боевики развесили плакаты, информирующие жителей о новых правилах. В других местах повстанцы ездили повсюду с громкоговорителями и делали объявления в мечетях.
Сара, 17-летняя ученица, говорит, что талибы закрыли ее школу в районе Акча в северной провинции Джаузджан после того, как две недели назад она была взята боевиками.
«Мы не знаем, что будет с нами или нашим образованием. Все те годы, которые мы проучились, и все наши усилия уничтожены. Мы не можем поехать в Акчу из-за страха перед талибами. Они говорят, что девочкам больше не положено ходить в школу», — говорит Сара, семья которой бежала в столицу провинции Шеберган, находящуюся под контролем правительства.
В других районах, находящихся под контролем «Талибана», девочкам разрешено получать образование только до четвертого класса.
Арефа Навид, глава офиса Независимой комиссии по правам человека в северной провинции Бадахшан, говорит, что талибы предупредили женщин, чтобы они не работали вне дома.
««Талибан» сказал работающим женщинам в Бадахшане, что ни при каких условиях они не могут приходить в свои офисы», — говорит Навид.
Хабиба Данеш, депутат от северной провинции Тахар, говорит, что талибы также принуждают незамужних или овдовевших женщин выходить замуж за своих бойцов. Подобные неподтвержденные сообщения поступали из других провинций, находящихся под контролем исламистов.
Между тем мужчина, проживающий в районе Балх в одноименной северной провинции, говорит, что талибы запретили мужчинам стричь или брить бороды.
Парикмахерам угрожают наказанием, если они будут пренебрегать новыми правилами, сообщил мужчина на условиях анонимности из-за опасения преследований со стороны талибов.
По его словам, мужчин также принуждают к пятикратной ежедневной молитве.
В некоторых районах также запрещено слушать музыку и смотреть телевизор, как это было во времена правления «Талибана» четверть века назад.
««Талибан» наложил на людей многочисленные запреты. Люди встревожены», — говорит он.
Другой житель рассказывает, что группа боевиков приказала людям три раза в день кормить своих бойцов, несмотря на крайнюю нищету в этом районе.
«Они заставляют людей готовить для них еду и предлагать им ночлег», – говорит местный житель.
Международная правозащитная организация Human Rights Watch также обвинила боевиков движения «Талибан» в насильственном перемещении жителей и поджогах их домов явно в качестве возмездия за сотрудничество с афганским правительством.
» Ответные нападения талибов на гражданских лиц, которые, как считается, поддерживали правительство, являются зловещим предупреждением об опасности будущих бесчинств», — сказала Патриция Госсман, заместитель директора по Азии Human Rights Watch.
ОПРОВЕРЖЕНИЯ «ТАЛИБАНА»
Силы «Талибана» отвергают обвинения в жестоком обращении с местными жителями и введении новых жестких мер в недавно захваченных районах.
«В настоящее время [страна находится] в состоянии войны, и всё будет оставаться таким же [как это было под контролем правительства Афганистана]. Но как только новые законы будут приняты, люди должны будут действовать в соответствии с ними», — сказал Радио Свободная Европа / Радио Свобода официальный представитель «Талибана» Забиулла Муджахид.
Силы «Талибана» утверждают, что они не являются той жестокой группировкой, которая правила Афганистаном в 1990-х годах и режим которой отвергался международным сообществом за угнетение женщин и массовые убийства этнических и религиозных меньшинств.
В последние годы движение «Талибан» заявило о том, что берет на себя обязательства по предоставлению прав женщинам и разрешению им работать и ходить в школу, если они не противоречат исламским или афганским ценностям. Но талибы также дали понять, что хотят ограничить недавно обретенные женщинами свободы, которые, по их словам, содействуют «безнравственности» и «непристойности».
Приверженность «Талибана» ультраконсервативному исламу и племенному кодексу пуштунов вызвала отклик у некоторых людей, живущих в настоящее время по правилам группировки. Такое явление преобладает в сельской местности на юге и востоке Афганистана, где большинство населения составляют пуштуны, которые в наибольшей степени страдают от тягот войны, и где жизнь не претерпела особых улучшений в последние 20 лет.
Но эти идеи в значительной степени чужды жителям севера и крупных городских центров Афганистана, которые добились больших социальных, экономических и демократических успехов за последние 19 лет с тех пор, как «Талибан» был отстранен от власти.
Возрождение экстремистской политики «Талибана» в сельской местности напугало многих женщин в городах.
«Меня тревожит, что женщины могут вернуться в мрачные времена прошлого, когда мы были просто домохозяйками и нам было запрещено участвовать в общественной, культурной, политической и даже спортивной жизни. Что произойдет, когда талибы захватят города? Что тогда будет с женщинами?» — говорит Санам Садат, активистка из Маймана, столицы провинции Фарьяб, контролируемой правительственными силами.
* Организация, запрещенная в Республике Казахстан